Найти в Дзене
SRSLY

«Смех — это противопоставление смерти». Интервью с актером Сергеем Буруновым

Сергей Бурунов сочетает тонкий комизм с экзистенциальным драматизмом, смех — с напряженной рефлексией, а актерскую игру — с волнующим личным опытом. Актер рассказал, как эта его способность проявилась в главных кинохитах сезона.

В интервью Минаеву год назад вы сказали, что уже достаточно развлекли достопочтенную публику. Видимо, вас тяготит комическое амплуа и вы стремитесь к более драматичным ролям. Но в «Глубже» (комедия Михаила Сегала, премьера которой состоялась 22 октября. — Прим. SRSLY) представлен классический Бурунов — комичный, пьющий государственный функционер.

Комическое амплуа меня не тяготит. Просто надо куда-то развиваться, пробовать себя в новом качестве — как раз его я нашел в этой картине. В силу того, что у меня, подобно многим, стереотипное сознание, сперва я увидел в фильме комедийную составляющую и «пошел по накатанной». Но режиссер Михаил Сегал, объясняя мою сцену, помог мне выявить в ней драму человека. Мне это очень понравилось, поэтому я и согласился.

Вторая половина картины являет собой критическую сатиру, согласно которой обман заложен в самой системе. Это подразумевается в фильме, не так ли?

Конечно.

Ваш герой учится не говорить правду, а выдавать за правду ложь. Вы вешаете ту же самую лапшу на уши, но делаете это мастерски, благодаря уроку актерства, который вам по сюжету дает герой Паля. Разве нет?

Об этом я как раз не задумывался. Хороший вопрос. Но мне кажется, вы правы.

-2

Вы говорите те же самые фразы, которые произносили прежде…

Но теперь со слезой на глазах.

Насколько, по вашему мнению, сатира в принципе помогает решить социальные проблемы? Или она просто дает выпустить пар?

Смех — это противопоставление смерти. Недаром говорят, что он продлевает жизнь. Поэтому мне кажется, сатира просто необходима.

Еще говорят, что тому, кто смеется, — продлевает, а тому, кто шутит, — укорачивает.

Ну да. Тем, кто шутит, порой укорачивает. Не будем, как говорится, углубляться в историю, примеров масса. Но в наше время без иронии нельзя.

То есть сатира, какой бы массово успешной она ни была, не исправляет ситуацию, а просто помогает людям испытать некий катарсис?

Скорее помогает задуматься о своей жизни, мне кажется.

О своей, а не общественной?

«Смотреть» и «видеть» — это два разных глагола, так же как «слушать» и «слышать». Имеющий уши — услышит, имеющий глаза — увидит. То же самое можно сказать про мой любимый фильм «Кин-дза-дза!»: наши чиновники там ничего не увидели, а гений Данелия оставил шифровку.

Любое произведение искусства надо просто внимательно смотреть и слушать — его создатели оставили шифры, которые нам помогут в этом непростом мире сохранить свою душу.

В фильме «Родные» ваша роль более драматичная. Я читал, что вас с героем роднит в том числе эмоциональная незрелость. А как насчет мечты выступить на фестивале? У вас же есть такая амбиция — только не с бардовской программой, а с электронной. Этим вы схожи с героем?

У многих есть неосуществленные мечты из детства, которые потом переходят во взрослую жизнь. Это гигантская проблема человечества, в том числе и из-за дисфункциональной семьи. Не понимаю, почему психологи с этим не работают — по крайней мере, те, к которым я обращался, мне это не озвучивали.

Но благодаря этому сценарию и Жоре Крыжовникову, сформулировавшего для меня эту проблему эмоциональной незрелости, я нашел ответы на многие вопросы, которые мучали меня всю жизнь. И когда мы разбирали это с Жорой, честно вам признаюсь, я оцепенел.

Этот опыт имел для вас терапевтический эффект?

Этот сценарий — да. И с актерской, и с человеческой точки зрения он для меня сработал как терапия. И это фантастика.

Вы недавно стали заниматься с Женей Грувом электронной музыкой, саунд-дизайном. Для вас эта мечта оказалась не такой эфемерной?

Да, вполне себе реальной. Так же как я когда-то мечтал летать, и потом вылетел самостоятельно. Недавно я летал на самолете со Светланой Капаниной — семикратной чемпионкой мира по самолетному спорту. А сейчас вот пошел к Жене Груву учиться. Когда-то, в 90-х, у меня было в подвале два проигрывателя, два пульта — всё за 50 долларов, колоссальные деньги по тем временам. Сейчас Грув мне предложил посещать его аудиошколу, и я снова втянулся. Естественно, сначала мой мозг сопротивлялся, не хотел строить новые нейронные связи, как бы говорил: «Мне это зачем, тем более в моем возрасте?»

-3

Мозг не очень-то и прав, что пытается нас уберечь от этих занятий. Они же, насколько я понимаю, оттягивают Альцгеймер.

Музыка развивает оба полушария. Поэтому я очень жалею, что в детстве не занимался в музыкальной школе — тоже проблема эмоциональной незрелости, но это вопрос к родителям. Меня туда отдавали, но, по словам отца, я не захотел. А как я мог захотеть? Неужели хоть какой-то ребенок мечтает в шесть лет изучать сольфеджио и теорию музыки? Он хочет гулять, бегать по улице, есть сладости, но только не учиться.

Особенно зная методы обучения в советских музыкальных школах.

Ну это же все линейкой по рукам. Совершенно гениально все делает Михаил Казиник — величайший педагог, разработавший метод комплексно-волнового ассоциативного восприятия. И то, как он помогает и взрослым, и детям войти в мир музыки, полюбить и увлечься им, — фантастика. Если бы у меня был такой педагог, то, думаю, я бы спас лет пятнадцать своей жизни и здоровья, которое страдает из-за суеты.

Вы снялись в серии роликов The Famous Grouse. Какими критериями вы руководствуетесь, когда решаете, сняться ли в рекламе?

Мне важно, чтобы бренд подходил не топорно, как это часто делается. Тут совпало все: и концепция, и хорошая команда — снимал мой товарищ Артем Семакин, я его знаю еще со студенческой скамьи. То, что он предложил (снять серию микро-фильмов), меня очень вдохновило, и получились действительно душевные истории.

Скоро выходит фильм «Пара из будущего». Это история про путешествие во времени?

Не только. Путешествие во времени — антураж. Это история про возможность изменить прошлое, но главное в ней, конечно, — отношения мужа и жены.

Turn back time?

Если бы мог я мог повернуть время вспять, то тогда все бы изменил. В фильме «Пара из будущего» это и произошло. Моя партнерша — великая русская актриса Мария Аронова. Когда я узнал, что буду играть с ней, то обнял режиссера фильма — Алексея Нужного. Огромное счастье, что она согласилась. Мария Валерьевна ведь снимается избирательно — важно, чтобы ей понравился материал. Еще одно доказательство того, что Лешин сценарий классный.

Мы с ней играем пару, которая запуталась, врала себе 20 лет совместной жизни. В какой-то момент, когда их ненависть друг к другу достигает пика, и происходит turn back time: их возвращают в прошлое для того, чтобы они осознали свои ошибки. Не изменили, не подстелили себе соломку, а научились друг друга уважать и ценить свои чувства. К этому они в конце и приходят. Конечно, по закону жанра фильмов — временных перевертышей там очень много смешного. Так что приключений и смеха предостаточно.

-4

Очень надеюсь, что этот философский фильм заставит людей совершенно по-другому посмотреть на свою жизнь и на самих себя. Сценарий картины пришел следом за «Родными» — фильмом с, опять же, терапевтическим эффектом. «Родные» — повод задуматься о своем духовном воспитании и прийти к тому, чтобы научиться наконец-то реагировать на этот мир по-взрослому. А «Пара из будущего» помогает понять, что отношения — это работа.

Если посмотреть на американские сборы, то там больше половины — франшизы про супергероев либо мультики.

У них культ комиксов. Но тем не менее их киноиндустрия выпускает такие фильмы, которые заставляют тебя думать.

Есть мнение, что русские обречены делать глубокие фильмы, а не лезть в сферу супергеройских блокбастеров…

У нас нет бюджетов на это.

Но мы все равно пытаемся. Например, не так давно вышел «Вратарь Галактики». Джаник Файзиев же нашел бюджет.

Но, извините, не такой, как у «Марвела». Думаю, что бюджета «Вратаря Галактики» хватит максимум на пять минут фильма из вселенной «Марвел» или «Трансформеров». Я знаю, о чем говорю: все-таки десять лет озвучивал «Трансформеров». Когда я увидел в 2007 году то, что озвучил, меня разорвало в клочья! Потому что я работал над кружком.

В каком смысле «над кружком»?

Экран — лицо в кружочке, я вижу только губы, мой герой ходит под щелкающий звук хронометража. Они так борются с пиратством, потому что весь фильм построен на спецэффектах. После премьеры я смотрел фильм еще четыре раза, потом еще купил его и пересматриваю до сих пор. До их 2007-го нам далеко, мы еще растем, мы маленькие. Сколько лет 20th Century Fox? Сто? А нам? И не надо забывать про наш русский «авось» и кумовство.

Скорсезе недавно сказал, что супергеройские франшизы — «не кино, а аттракцион».

А Джеймс Камерон говорит: «Это же работает!» У них гениальные сценарии, там драматургия простроена просто с ювелирной точностью. Возьми любой фильм — хоть «Доктор Стрендж» или «Железный Человек» — гениально, с иронией, блестяще сыграно. Да, это аттракцион, но аттракционы тоже нужны — а как без них?

На прощание остается только пожелать, чтобы у нас процветали и аттракционы, и артхаус, и все, что между.

Дай бог, чтобы кинотеатры не закрыли, вот что. Мы все очень за это переживаем.

Фото: Иван Пономаренко