Учебный год в нашем заведении начался с 24 февраля. Новыми здесь были абсолютно все: и директор, и учителя, и дети.
Подробнее об этом можно прочитать здесь: Как в нашем городе новый лицей появился, или Одна из проблем образования — "эффективные менеджеры". Часть 1 и здесь: Как в нашем городе новый лицей появился, или Как много зависит от руководителя. Часть 2.
Естественно, остаток третьей четверти ушёл на адаптацию и знакомство, выявление, кто во что горазд и у кого где пробелы. На годовых контрольных негласно решено было всех детей поддержать, укрепить их веру в себя и светлое будущее, дать им шанс перейти в следующий класс.
Сказано — сделано. Итоговую контрольную по литературе я сделала максимально легкой, чтобы все без исключения могли справиться. Вопросы делала даже с юмором. Думаю, оценят мои шестые классы. Посмеются.
Пример вопроса из годовой контрольной:
Назовите оружие богатырей:
а) палица
б) топор
в) ружье
г) шпага
Вариант нужно было выбрать один. Шпагу и ружье добавила для забавы. И даже перед контрольной, вопреки всем правилам, напомнила, что такое палица. Дала намёк. Наивная. Я просто не знала, что богатыри на самом деле сражались шпагами и ружьями))
Включила и ещё подобные лёгкие вопросы (чисто для набора баллов на "3"). Например:
Допишите фамилии писателей и поэтов: Иван Андреевич..., Александр Сергеевич ..., Михаил Юрьевич..., Василий Андреевич...
Таких популярных литераторов, знакомых детям ещё с начальной школы, было семь. За каждого давала по баллу. Уже одно это задание приносило половину нужной "тройки". И снова я была наивна.
Для того, чтобы получить "4" и "5" в этой работе, конечно, были и вопросы, соответствующие программе, но некий минимум вот в такой забавной и элементарной форме был сделан для того, чтобы написать на проходной балл могли все.
На случай, если и эти вопросы они завалят, было ещё задание 11.
Выберите два вопроса из пяти. Дайте развернутый ответ, состоящий из 5-10 предложений.
1. Почему писатели часто в своих произведениях обращаются к теме детства?
2. Какое литературное произведение, изученное в 6 классе, привлекло ваше внимание больше других? Какие важные для вас вопросы были затронуты в нем?
3. На долю кого из персонажей прочитанных вами произведений выпало наибольшее количество испытаний? Ответ обоснуйте. Что помогло персонажу справиться с проблемами?
4. Каким образом песни помогали людям в тылу и на фронте во время Великой Отечественной войны? В ответе приведите примеры песен.
5. Для чего нужно изучать литературу?
Просто написать своё мнение и получить "3". Что сложного? Ведь в каждой семье растёт личность. Нет, не так. ЛИЧНОСТЬ. Так говорят родители. Так учат воспринимать детей все остальные. Должно же быть у ЛИЧНОСТИ мнение? Ну и элементарная логика.
Так вот, если составляя вопросы, я предполагала, что дети возрадуются, выскажут своё мнение и уж точно вспомнят хотя бы Пушкина с Лермонтовым, то во время проверки работ было уже совсем не смешно. Двойки. Много двоек получили Личности. И как ни старалась я засчитать ответы, не смогла. Их просто не было. Не было своего мнения. Остался неузнанным Александр Сергеевич. Со шпагами и ружьями прочесывали лес богатыри. А дети... Дети на следующем уроке сказали, что такой сложной контрольной они по литературе в жизни не писали.
Было уже не просто несмешно — стало страшно. В голове роилась куча вопросов. Как они дошли до шестого класса? Как учить их дальше? Неужели в седьмом начинать с начала то, что они не усвоили в третьем?
Теперь, когда я слышу вопли о "вредных заваливающих" учителях и "ежегодно усложняющемся" ЕГЭ, во время которого у детей случаются истерики, срывы и даже смерти, я вспоминаю свою лёгкую контрольную.
И всё понимаю.
Как думаете, сложные вопросы дала детям?