Турецкие обычаи строго запрещали присутствие в гареме любого мужчины, кроме мужа, отца, сына или брата. С огромным трудом обычаи нарушали в случае, если женщине был нужен врач.
Весь текст этой статьи - перевод воспоминания Лейлы Саз (1850–1936), дочери придворного врача, которая всё детство провела во дворце Долмабахче, а потом вышла замуж за высокопоставленного пашу и продолжала быть близка к двору последних султанов Османской Империи
Ещё совсем недавно глава семьи крайне редко мог дать согласие на вход постороннего мужчины в гарем, и этот визит был окружён всеми возможными формальностями. И дело было даже не в ревности или подозрениях, а в том, что гарем был интимным местом уединения, святилищем скромности и добродетели, которое никто не имел права осквернить. В те времена даже говорить с турком о гареме без серьёзных на то оснований было неслыханной дерзостью
Если в серале заболевала одна из султанских жён, слуга немедленно сообщал падишаху об этом, чтобы получить разрешение на визит главного врача (хекимбаши). Тот в сопровождении чёрного евнуха сначала проходил в специальную комнату. Больную оповещали, она с головы до ног покрывала себя кашемировым пледом, таким же образом поступали главная калфа и девушка-служанка, которые тоже находились в комнате. Только после этого евнух провожал врача в комнату. Тот осматривал больную даму с большой осторожностью, а все рецепты и рекомендации выписывал в первой комнате.
Если же заболевала служанка-калфа, то звали не главного врача, а одного из тех докторов, кто дежурил в это время во дворце. Придворным врачам не платили за визиты - у них было фиксированное жалованье и сверх этого они получали подарки и другие благодарности во время празднования Байрама.
Порой принцессы чувствовали необходимость сменить обстановку, и особый указ султана давал им разрешение отправиться в один из загородных домиков, принадлежавших казне. Как правило, в такие поездки принцессы брали не всю свою свиту, ограничиваясь лишь калфой, евнухом-агой, экипажем и несколькими служанками.
Но и простые обитательницы султанского дворца могли покинуть его, чтобы поправить своё здоровье или оправиться после болезни. Их посылали к женщинам, которые когда-то служили в гареме, но уже были освобождены или вышли замуж. Если глава дома, который приютил девушку, был не богат, султанша в виде благодарности часто посылала деньги, если же это был обеспеченный человек с комфортными условиями, в конце пребывания ему всё равно отправляли какой-нибудь ценный подарок.
Этот обычай отправлять девушек в город, чтобы там они получали уход назывался «отправиться в тимар». Для жителей гарема всё, что находилось за пределами сераля было «городом». Когда говорили , что девушка «выехала в город», это означало, что она временно покинула Дворец.
Калфа при помощи евнухов регулярно посылала всё необходимое девушке, живущей в городе, всегда справлялась о её здоровье. Другие девушки могли навещать ей во время выездов на прогулку, а сама она могла гулять с хозяйкой дома или дамой, которая считалась подходящей компаньонкой.
О девушках гарема заботились с величайшим вниманием не только, когда они были на службе, под присмотром калфы или госпожи, но и когда они были далеко от дворца. Если болезнь не была смертельной, после получения всей необходимой помощи девушки возвращались во Дворец и с радостью вновь приступали к своим обязанностям.
Почему мусульмане-персы изображали женщин с глубоким декольте