Однажды я присутствовала на родительском собрании. И вот классный руководитель, а параллельно - учитель по русскому языку, рассказывая родителям о начале учебного года, сказала прямо примерно следующее:
"Им скучно. Те произведения, что мы проходим сейчас, для детей неактуальны. Например, ода Ломоносова Елизавете Петровне. Сложный текст, речь которую невозможно понять. Проблемы, которые ставятся в произведениях, неактуальны. Мать Митрофатушки (Д. Фонвизин, "Недоросль") для них полоумная старуха, которая держит в страхе весь дом."
Родители, конечно, посмеялись. Но ведь это правда!
Школьники читают в совсем еще юном возрасте те произведения, которые были предназначены для гораздо более солидных по возрасту и уму дам и господ.
Что может ребенок (особенно сейчас, когда в 20 лет еще дети) понять из "Преступления и наказания"? А "Отцы и дети" или "Бесприданница"?
Ведь это совершенно недетские вопросы: прощение и раскаяние, жертва собой ради ближнего, отречение, выбор в том случае, когда выбора особенно то и нет?
Я помню, как в школе мы читали "Евгения Онегина" и учитель пытался объяснить, что тут и как. Почему он пренебрег Татьяной? Какая тут мораль? Зачем умер Ленский?
Этой осенью мы смотрели "Дядю Ваню" А. Чехова. Я думала, будет скучно и в начале действия откровенно смеялась над героями и проблемами: разговоры-разговоры, философия, душевный надлом и прочее. А оказалось все совсем наоборот. Минут через 20 мне стало по-настоящему интересно, очнулась я только к концу пьесы и подумала, что не зря классика так называется - эти проблемы были, есть и будут актуальны.
Но возможно ли их понять в 15 лет? Это примерно так же, как давать почитать ребенку на досуге квантовую физику: полезно, актуально, но неинтересно и непонятно.
Таких книг не одна, не две - много. Так формируется привычка - "читать скучно, непонятно и незачем". После окончания школы книги читают единицы. Между тем чтение помогает поддерживать грамотность в нормальном состоянии, расширяет словарный запас, формирует кругозор, развивает креативное мышление и много чего еще.
Мы охотно смотрим видео и читаем короткие тексты - не случайно сторителлинг сейчас так популярен. Но вот взять в руки книгу объемом так страниц 500 - на это нет ни времени, ни желания.
Мы знаем, что процесс этот скучный и неприятный, он не принесет удовольствия.
Между тем масса по-настоящему крутых детских книг проходит мимо нас. Может, если бы дети читали то, что соответствует их возрасту, а не требованиям школьной программы, это пошло бы им на пользу?
Да, в этом случае часть ребят, став взрослыми, никогда не прочитают ни "Войну и мир", ни "Господина из Сан-Франциско". Ну так и сейчас они не очень-то и читаемы, "Войну и мир" я честно одолела только в кратком изложении и познакомиться с ней в полном желания не возникло до сих пор.
Вы сами любите читать книги?