В сентябре супруги Куст, ветераны БАМа, отметят 45-летний юбилей совместной жизни. А почему бы нет? Хорошо жили, дружно, все радости и печали делили вместе. На них и сейчас любо - дорого посмотреть. С уважением и любовью относятся друг к другу. И это сразу чувствуется. У них двое детей, трое внуков, которые, конечно, споют все вместе: «Бабушка рядышком с дедушкой столько лет - столько лет вместе…» Если учитывать, что до свадьбы они ещё пять лет дружили, то получается полвека.
— Поделитесь секретом семейного счастья, — обратилась я к хранительнице очага Анне Никитичне Куст.
— Уступать друг другу надо, жалеть, уважать. Муж у меня хороший, работящий. Иногда, конечно, спорили, что-то выяснили, но никогда руку на меня не поднимал. Чего не было, того не было. Тут же поссорились и тут же разговариваем, как будто и не было ничего. Всё всегда старались и стараемся делать вместе. И дом начинали строить, и в отпуск выезжали, и на природе отдыхали.
— А как же любовь?
— Если бы её не было, не были бы столько лет вместе. И без любви я бы никогда не родила.
— Есть ли какие-то традиции в вашей семье?
— Дни рождения всех, включая маленьких внуков, отмечаем всегда за дружным семейным столом. Готовим разные угощения, развлечения. Если лето, то выезжаем на природу. Прячем где-то в поле подарки деткам, даём направление, они их ищут. Зато, когда найдут, столько радости и восторга!
Бурил скважины, искал воду
Александр родился в Брянской области. С детства умел делать всё своими руками: родители учили. После школы работал электромонтёром 3 разряда. Службу проходил в Новочеркасске. В 1971 году демобилизовался и поехал в город Малоярославец, где обучался на мастера по бурению скважин. Именно тогда он и познакомился с большеглазой брюнеткой, которая сразу запала ему в душу. Но вида не подавал: девушка уже работала и была вполне самостоятельной. Стали дружить.
По распределению Александра направили в Новосибирск, где бурил и благоустраивал скважины. А потом была Сибирь. И снова были скважины под воду на Хребтовой, в Семигорске. А когда начался БАМ, переехал в Усть-Кут. Специалисты по бурению ценились во все времена, включая и сегодняшние. Потому что, сами знаете, без воды - и ни туды и ни сюды. А Александр был уже к тому времени высококлассным специалистом! А они в то время были на вес золота. Работал мастером-бурильщиком, обеспечивая все бамовские поселки чистой питьевой водой.
По Анне, своей зазнобушке, очень скучал. Писал письма. А в 1976 году приехал в отпуск и сделал официальное предложение. Девушка и не думала отказывать: давно поняла, что этот серьёзный парень и есть её судьба. Сыграли веселую свадьбу. Отпуск ещё не был отгулян, как Александра срочной телеграммой отозвали. Не получалось без него бурить скважины! А через три месяца вслед за мужем прибыла в Усть-Кут и его красавица-жена.
Чтобы быть рядом хотя бы первое время, Александр Петрович устроился в Управление механизации треста "Ленабамстрой", где трудился на малой буровой. Потом выучился на автокрановщика. Работал на мобильном японском Кato: тогда Советский Союз активно закупал такую передовую технику мира. Директор Борис Дмитриевич Комаров, видя в нём толкового и перспективного руководителя, отправил Александра Куст учиться на механика. Уже после были сплошные вахты: на Зею, в Чару, Бодайбо, Красноярово.
— Не заметил, как выросли дети, — вздыхает он. — У нас с Никитичной (так ласково величает супругу) дочь и сын. Выучились, хорошими людьми стали. Сейчас уже своих детей воспитывают.
Поразили необъятные просторы и высоченные сопки
Анна родом из Калужской области. В Козельске училась на штукатура-маляра. По направлению попала в Малоярославец. Устроилась в СМП-319. Работала всегда с огоньком, на совесть. Начальство благодарило, поощряло. На стройке и познакомилась с Александром. Сердечко сразу ёкнуло и начало тревожно биться. Но даже вида не подала, немодным тогда было сразу в объятья кидаться. Присмотреться надо было к будущему избраннику. А потом он уехал. Скучала. А после свадьбы следом за суженым отправилась в Усть-Кут.
— Помню, вышла из поезда в декабре, в руках - валенки. Мне было стыдно их надеть. Поразила природа: необъятные просторы, высоченные сопки, красавица-Лена, тихие, почти заповедные места. Такая красотища вокруг! Шёл легкий снег. Ждали автобус. Привез меня в женское общежитие на Бирюсинке. Так первое время и жили: он в своём общежитии, я – в своём. После уже дали комнатку с подселением, где жили две молодые семьи. Дружно жили, ничего не делили.
Сразу же Анна устроилась в СМП-580.
— Принимал меня Александр Петрович Сережко. Посмотрев трудовую книжку, сказал: «Где же мы вам работу найдём с таким высоким разрядом?». Первое время я делала только откосы. Валентина Салова у нас была бригадиром. Потом я стала звеньевой, оставалась бригадиром, когда Егорова уезжала.
Строительно-монтажный поезд, переживший немало реорганизаций, строил речное училище, многоквартирные дома, ПТУ, «Лену-Восточную», больничный комплекс.
— Сейчас по городу еду, смотрю на многие дома и учреждения и объясняю детям и внукам, что здесь моя частичка труда осталась. И радостно, что я что-то вложила в Усть-Кут.
— Уехать на родину не хотелось?
— Мы даже не думали об этом. Сразу принял нас Усть-Кут, и мы его полюбили. А когда построили дом, то стали держать хозяйство. Работы хватало. Свободное время часто проводили на Якуримке. А во времена БАМа я на партийные собрания с маленькой дочкой ходила, во всех массовых мероприятиях принимала участие.
— Среди прочих наград у Вас, Анна Никитична, есть и орден Почета. За что получили?
— За своевременную сдачу больничного комплекса. Мастер пришла и говорит: «Нужно кого-то представить к ордену». Девочки решили, что я самая достойная. Помню, что собирали нас в ДК «Магистраль». Было очень приятно осознавать, что мой скромный труд так высоко оценили.
Лариса Норина долго перечисляет поощрения и награды, к которым представлена женщина. Победитель соцсоревнования, Ударник коммунистического труда, неоднократно была занесена на Доску Почета (были раньше такие). Сама Анна Никитична скромно молчит. А о чём говорить? Что касается работы, то она её никогда не боялась.
— Гордитесь тем, что участвовали в строительстве БАМа?
— А почему нет? Это моя жизнь. Я довольна своей судьбой.
Супруги Куст вырастили детей, построили уютный дом и посадили много деревьев. Но самое главное, они сохранили любовь и уважение друг к другу. Пусть так будет ещё много-много лет!
Спасибо, что дочитали)))