Джон Хант, один из первых покорителей Эвереста в 1953 году, вспоминает:
«... по скалам Англии или на вершинах альпийских масштабов могут быть безопасно пройдены двумя альпинистами без всякой помощи извне. Но даже в этом случае действует коллектив: два восходителя связаны веревкой, и она служит не только для взаимного обеспечения безопасности, но как бы символизирует единство их цели. Каждый в связке выполняет свою важную часть общей работы: ведущий выбирает и подготовляет путь, второй несет снаряжение, страхует ведущего, следит за его продвижением, даёт советы, поправляет, если нужно, вырубленные ступени.
Чем выше и сложнее вершина, тем более спаянным и целеустремленным и, вероятно, более многочисленным должен быть коллектив. Восхождение на Эверест — высочайшую вершину мира — сложнейшее из всех альпинистских предприятий и, чтобы добиться успеха, мы должны были не только проникнуться духом единства с нашими предшественниками, но и добиться его в своей экспедиции. [...]
Вскоре после нашего возвращения с Эвереста некоторым из нас пришлось беседовать с группой студентов. Один из них обратился ко мне с вопросом: «В чем смысл восхождения на Эверест? Вы были материально заинтересованы или это просто своего рода сумасшествие?»
Многих, возможно, интересует, почему мы и наши предшественники стремились взойти на Эверест, и будет, пожалуй, лучше всего попытаться ответить на этот вопрос в самом начале повествования.
Для тех, кто ищет во всём материальную заинтересованность, ответ будет неудовлетворительным, так как в действительности мы не искали и не ожидали её.
Гималаи — широкое поле для исследовательской работы, однако для тех, кто стремится к исследованию «белых пятен» на карте или к научным открытиям, есть много районов столь же интересных и менее изученных, чем горная группа Эвереста.
При многочисленных попытках штурма вершины эта территория была изучена сравнительно хорошо.
Экспедиции на Эверест стремились не только взойти на него, но ставили перед собой и другие дели, однако эти цели всегда были второстепенными по сравнению с основной задачей — покорением вершины. Более того, опыт прошлого говорит, что наука и альпинизм сочетаются с трудом; я, во всяком случае, считал, что мы должны целиком сосредоточиться на основной цели — восхождении.
Ответом на вопрос студента не может служить также просто страсть к лазанью по горам. Конечно, для всех нас альпинизм как спорт является или должен являться источником удовольствия; мы совершаем восхождения потому, что это нам нравится. Но я сомневаюсь в том, чтобы кто-либо из нас начал в 1953 году восхождение на Эверест, рассчитывая получить такое же удовольствие от него, как и в горах ближе к родине.
Альпинистская техника, приобретённая в более доступных горах, может не найти себе применения в Гималаях из-за отсутствия трудных объектов восхождения. Большинство из нас уже бывало в Гималаях, и нам было известно, что чисто технические сложности восхождения там значительно проще и встречаются реже, чем, например, в Альпах, а возможности применения высокой техники более ограничены.
Однако в любой области человеческой деятельности решение задачи, которую долго не могли решить другие, обладающие мастерством и настойчивостью, имеет непреодолимую притягательную силу.
Это и имел в виду Меллори в своём, на первый взгляд, наивном ответе на тот же самый вопрос: «Потому что он (Эверест) существует!» Меллори и его спутник Ирвин в 1924 году во время третьей экспедиции пропали без вести при восхождении в верхней части Северо-Восточного гребня Эвереста.
С тех пор многие безуспешно пытались достичь вершины, и их пример призывал нас в свою очередь попробовать свои силы там, где они потерпели неудачу.
Несмотря на многочисленные повторные попытки восхождения, Эверест всё ещё оставался непобеждённым, и этого было, конечно, достаточно, чтобы сдерживать в нас безрассудный оптимизм.
Однако нас так же, как в своё время и наших предшественников, ободряло наличие у нас большого накопленного опыта. Возможность проникнуть в неизведанное, сознание того, что Эверест — высшая точка земного шара, вели нас вперед.
Стоящая перед нами задача не допускала никаких унижающих сравнений; это был вопрос слишком близко затрагивающий интересы всего коллектива и каждого из его участников в отдельности.
Вызов был брошен, и не принять его было невозможно».
Джон Хант, Восхождение на Эверест, М., «Издательство иностранной литературы», 1956 г., с. 27-28.
+ Ваши дополнительные возможности:
1) Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме» https://vikent.ru/enc/451/
2) Достойные цели личности: http://vikent.ru/enc-list/category/15/
3) VIKENT.RU: СМЫСЛОВЫЕ / СЛОЖНЫЕ / СИСТЕМНЫЕ ЗАДАЧИ...
4) Сегодняшний пост также даёт возможность желающим Интеллектуалам – не обязательно занимающихся на онлайн-курсе VIKENT.RU – к воскресным бесплатным (!) онлайн-консультациям VIKENT.RU, которые проводятся для любых желающих каждое третье воскресенье в 19:59 по московскому времени и где мы обсуждаем типовые ошибки и лучшие практики, профессиональной научной / творческой деятельности.
Ваша свободная регистрация + серьёзные вопросы по более чем 400 https://vikent.ru/map_000/ направлениям креативной / творческой деятельности: https://vikent.ru/w0/