Бешеный темп жизни последних доковидных десятилетий привел к тому, что многие горожане, особенно молодые, стали воспринимать свое жилье не как уютный уголок для отдыха и расслабления, а как место, куда прибегают на несколько часов исключительно для того, чтобы «поспать или переодеться». Это породило определенные тенденции в жилищном строительстве и дизайне интерьеров. Маленькие квартиры без балконов и зон отдыха, функциональная, но безликая обстановка, фактически лишенная индивидуальности.
Однако грянула пандемия, а следом за ней – локдаун. И люди, привыкшие к тому, что квартира – это просто место, где можно поспать, вдруг оказались на несколько недель заперты в своих крохотных неуютных квартирках. Благодаря этому многим поневоле пришлось пересмотреть отношение к своему жилью.
Так ковид породил целую серию трендов в архитектуре, строительстве, дизайне и планировке общественных пространств. Расскажем о самых популярных запросах подписчиков «Из рук в руки» к планировке квартир и инфраструктуре районов.
БАЛКОНЫ, ЛОЖИИ, ТЕРРАСЫ, КРЫШИ
Так выглядит самое популярное сегодня требование к новому жилью. Ведь в памяти покупателей еще живы воспоминания о том, как им приходилось несколько прекрасных весенних недель провести, «гуляя в окно». И никто сегодня не даст гарантии, что подобное не повторится.
Если полистать соцсети годичной давности, можно заметить, что одним из самых популярных занятий в самом начале локдауна был разбор завалов на балконе. Во время запрета на прогулки люди вдруг поняли, что балкон – это не сарай, не кладовка и не склад ненужных вещей, а очень даже симпатичная часть квартиры, на которой можно обустроить уютный уголок для чаепитий, чтения, семейных посиделок или занятий, к примеру, йогой.
Так что если раньше многие россияне, выбирая новую квартиру, предпочитали сэкономить на балконе, то сегодня обязательное наличие в квартире персонального места для прогулок указывается в большинстве поисковых запросов. Самой большой популярностью пользуются квартиры с большими балконами – от 10% общей площади квартиры и выше. Такими, чтобы можно было повесить гамак, поставить тренажеры, шезлонг или садовые качели, а то и надувной мини-бассейн для детей. А уж если в квартире, к примеру, есть терраса или выход на крышу – покупатель на нее находится моментально.
МНОГО КОМНАТ
Квартиры-студии, напоминающие офисы open space, оказались совершенно не приспособлены для локдауна. Особенно для тех, кто коротал его не в одиночестве или в компании с любимым, а всем большим семейством – с детьми, бабушками, дедушками. Невозможность уединиться хоть ненадолго быстро привела к пониманию того, что советская формула идеальной квартиры, согласно которой комнат должно быть на одну больше, чем человек, живущих в квартире, на самом деле оптимальна.
Аналитики «Из рук в руки» отмечают возросший интерес покупателей к многокомнатным квартирам небольшой площади. Если до карантина многие покупатели искали варианты, например, с объединенной кухней-столовой-гостиной, или с одной просторной комнатой для нескольких детей, то сегодня многие ищут варианты, в которых при небольшой общей площади насчитывается как можно больше комнат – пусть маленьких, зато отдельных.
КУХНИ, СТОЛОВЫЕ И ГОСТИНЫЕ
Еще недавно люди, обедавшие на работе, ужинавшие в ресторанах и встречавшиеся с друзьями в барах и пабах, не были слишком требовательны к размерам кухонь, были готовы при прочих равных обойтись без гостиных, а уж про столовые и вовсе не вспоминали. Но посидев в локдаун друг у друга на головах, пообедав и поужинав в спальне – они вдруг поняли, что собираться всей семьей удобно в отдельной комнате, специально обставленной для таких посиделок, а принимать пищу приятнее либо на большой уютной кухне, либо и вовсе в специальной комнате – столовой. К тому же бесконечные ограничения на работу увеселительных заведений, которые то вводят, то отменяют, то опять вводят, вернули моду на домашние вечеринки и хождение по гостям. А это еще больше повысило спрос на просторные гостиные, столовые и кухни.
РАБОЧИЕ ЗОНЫ
У мамы совещание, у папы конференция, у сына алгебра, у дочки пение. И все это дистанционно. В одной-двух комнатах. Это же с ума можно сойти! Комедии на тему карантина, где замученный глава семейства работает, уединившись в шкафу-купе или в туалете, на самом деле – вовсе не выдумка.
Добавьте к этому еще один нюанс – дизайн интерьера. Выступать на зум-совещании на фоне веселеньких обоев в цветочек или горы плюшевых игрушек – тот еще удар по авторитету. Так что отдельную комнату под рабочий кабинет сегодня включают в запросы все, кто может себе это позволить. В небольших же квартирах очень ценятся планировки с возможностью зонирования – то есть разделения на рабочую зону, уголок для отдыха и место для сна.
В свою очередь, производители мебели и дизайнеры наперебой предлагают идеи по оформлению домашнего рабочего пространства – так, чтобы строго, лаконично, удобно, и никаких обоев в цветочек.
Еще один важный тренд касается современных жилых комплексов. Сегодня многие застройщики стали включать в его планировку коворкинги, в которые нет доступа посторонним, и в которых жители ЖК смогут арендовать место для работы, если их вдруг отправят на удаленку. Если учесть, что сегодня дистанционная работа уже стала таким же полноценным форматом, как работа в офисе, то и после пандемии такие пространства будут востребованы. Ведь они позволят жильцам ЖК работать в двух шагах от дома, не тратя время на дорогу.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАКРЫТЫЙ ДВОР
Что же касается инфраструктуры вокруг дома – главным трендом сегодня можно назвать обустройство окружающего пространства, дворовых и прилегающих территорий. Локдаун подчеркнул необходимость создания внутри жилых комплексов многофункционального рекреационного пространства, в котором есть все необходимое для полноценного отдыха.
В те дни, когда все перемещения горожан были сведены к стометровой зоне вокруг дома, закрытые от посторонних территории больших ЖК, где нарушающим запрет на прогулки были не страшны никакие патрули, были предметом зависти всех жителей обычных домов.
Сегодня благоустроенные, зеленые дворы постепенно становятся must have для любого ЖК. Если же речь идет о крупном жилом комплексе – то большим плюсом в глазах покупателей станет собственный сквер или небольшой парк, зоны для барбекю, площадки для спортивных игр, уличные тренажеры, велодорожки, беседки для спокойного отдыха, детские городки и прочие территории, где можно отдохнуть вдали от посторонних глаз. Чем больше различных занятий – тем лучше.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА
Если раньше различные общественные пространства на территории ЖК считались, скорее, капризом застройщика, то сегодня все больше людей предпочитает жилищные комплексы с максимально развитой внутренней инфраструктурой, в том числе – и не коммерческой. Речь идет о лобби с местами для отдыха и встреч, клубных зонах, где соседи могут отдохнуть и пообщаться друг с другом, обихоженных крышах, где жильцы могут погулять и позагорать, тренажерных залах и бассейнах «для своих» и так далее.
ВСЕ ПОД РУКОЙ
Логичным продолжением предыдущих трендов служит еще один. Чаще всего его обозначают как «инфраструктуру шаговой доступности» или «15-минутный город». Суть тренда проста: все, что необходимо для комфортной жизни, должно находиться на расстоянии не более 15 минут от дома. Магазины, аптеки, службы быта, кафе, рестораны, спортивные объекты.
Многие застройщики еще несколько лет назад начали реализовывать такие программы в своих ЖК, не просто отдавая первые этажи под объекты инфраструктуры, но и тщательно выбирая, кому именно сдать помещения в аренду. Так, чтобы не оказалось, что в одном ЖК – пять аптек, три салона красоты и ни одной булочной.
Тут, кстати, можно опять вспомнить советский опыт, когда специальные службы рассчитывали, сколько и каких объектов инфраструктуры нужно на определенное число жителей. Поэтому в каждом районе был определенный набор магазинов и предприятий сферы услуг. Подобные правила, кстати, действуют и во многих европейских странах.
В будущем этот тренд будет активно развиваться. Ведь локдаун показал, что концепция, при воплощении которой люди смогут решать все бытовые проблемы, жить полноценной жизнью, не отходя далеко от дома и как можно реже выбираясь в переполненный людьми центр города, - это единственно верный путь развития спальных районов.