***
Киллер, ползущий в ночи. Боевик от Люка Бессона, сценариста и продюсера.
(Colombiana, 2011, Франция/США)
Трудно сказать, везёт ли Зои Салдана как актрисе.
С одной стороны, козырные роли в главных поп-франшизах 21 века ей перепадают. По крайней мере, пока батюшка Кэмерон не отстреляется всеми обещанными нам сиквелами "Аватара".
С другой стороны все свои хитовые роли Зойка сыграла в по уши загримированном виде. Да ещё раскрашенная то синими, то зелеными фломастерами - тоже ложка дёгтя и вечный повод для зрительских шуточек (включая эту).
Также трудно сказать, повезло ли Бессону с сиквелом его "Леона". Тем, который Люк хотел посвятить повзрослевшей Матильде и даже написал для него сценарий.
С одной стороны, официально картина под названием "Матильда" так и не была снята. Хотя, возможно, оно и к лучшему.
С другой стороны, её сценарий не пропал впустую. И лёг-таки в основу "Коломбианы", снятой спустя много лет Оливье Мегатоном за бессоновы же продючерские деньги.
Какое-никакое, но утешение.
В итоге после всех пертурбаций у Мегатона вышло не бог весть что, но всё равно, по-бессоновски симпатичное.
Хотя, конечно, больше "Коломбиана" смахивает не на внебрачное дитя "Леона" , а на падчерицу "Никиты". Особенно в плане конспиративно-лирической линии "Девочка скрывает от мальчика, что убивает злодеев, и выдаёт себя за миролюбивую няшку".
Но так уж вышло, извините. Любая героиня-киллерша, выдуманная Бессоном, обречена на сравнение с "Никитой", даже если ее зовут Каталея, как здесь, или просто тётя Аня.
Завязку сей истории, правда, сместили далеко-далеко на юг - аж в Боготу, Колумбия. Именно там в семье подручного одного наркобарона и простой домохозяйки не повезло родиться Каталее (Амандла Стенберг) - не по годам смышлёной девочке, которой на начало фильма исполнилось 9 лет.
И так некстати в то же время босс невзлюбил её отца. А как боссу было не осерчать, если его кореш вдруг решил уволиться из бандитов, да ещё и собирал на него компромат?
Что делают до слез расстроенные наркобароны, вы, небось, в курсе: лучшее их успокоительное, это трупы их обидчиков. Желательно со своими семьями, и чем больше вырастет штабель из трупов, тем спокойнее потом боссу спится и дышится.
Впрочем, с семейством Каталеи у злодеев вышла накладочка. Потому что девчонка оказалась не только умненькая, но также послушная и шустрая. И едва её папа ощутил у себя с тыла жареного петуха, так сразу крикнул дочери "Беги без оглядки!".
И Каталея рванула девчачьим паркуром по Боготе, теряя босоножки и последние шансы на счастливое детство. Да так бешено разогналась, что затормозила... аж в 4500 километрах севернее, в Чикаго. Где у неё - бывает же! - жил родной дядя Эмилио. Который - и снова бывает же! - был ничем не лучше покойного каталейного бати - главным бандитом у себя на районе.
Однако сиротинушку дядюшка не прогнал, приютил и обогрел - и на том спасибо.
А уж она, обрадованная, тотчас пристала к нему: дядь, а дядь, а научи меня метко стрелять в людей - хочу подрасти да за папеньку жестоко отомстить.
Эмилио почесал репу, пораскинул мозгами, но не нашел в желании 9-летней племянницы ничего предосудительного. И правда, не в куклы же ей теперь после всего пережитого играть.
И научил. Да так, что через 15 лет его школы Каталея (теперь Зои Салдана) стала лучшим киллером во всём Чикаго. К вящей радости дяди и всей его братвы.
Ну и про месть они оба, само собой, не забывали, а иначе зачем бы Люк Бессон сидел и в поте лица сочинял свою историю?
Кино не то, чтобы блещет и штурмует драматургические эвересты, но и не напрягает. Ибо снято оно под надзором Бессона режиссёром "Красной сирены" и "Перевозчика 3" качественно и динамично. И, главное, без "клиповых" перегибов, коими грешит Мегатон, когда его оставляют у монтажного пульта без присмотра мэтров.
Радует и Зойка Салдана. Актриса из нее, увы, средненькая, но всё то, что она вытворяет со своим гибким телом, выше всяких похвал. Поэтому и без выразительной мимики Салдана легко сыграет кого угодно. Одними телодвижениями: хоть акробатку, хоть ниндзя, хоть кунг-фуистку, хоть в зюзю пьяную гламурную стерву. Только попросите, нацельте на неё камеру и скомандуйте "Мотор!", а уж Зойка буквально в узел завяжется, но не подведёт.
***
В общем, не таким, конечно, мы представляли себе сиквел "Леона", но...
Да, собственно, и хорошо, что сиквела не случилось. Ибо испортить им дяди-лёнину историю можно было запросто, и к бабке не ходи. А так мы имеем что имеем: добротный энергичный боевик "от Бессона" с фантастически пластичной Зои Салдана в роли главного рассадника местного экшена. Кино, не снискавшее большой популярности, но развлечь вас 107-минутной стрельбой и беготнёй ему вполне под силу.
Ну и вдобавок тут нет осточертевшей в нынешних боевиках "зльой рюсски мафий", что тоже наверняка многим понравится.