Я живу в маленьком сибирском городке Горно-Алтайске, с населением 65 тысяч человек. По городу и в пригород ходят автобусы ПАЗ с кондуктором, почти во всех есть терминалы для безналичного расчета.
Если нет терминала, то в нескольких местах, а автобусе висит бумажка с номером, на который можно перевести оплату за проезд.
В некоторых автобусах есть электронное объявление остановок, ну и всегда приезжим можно узнать у кондуктора как добраться до нужного места и где выходить. В часы пик приходится постоять, всё остальное время автобусы полупустые. Если мы с сыном не торопимся, и видим автобус, где нет сидячих мест, мы ждём следующий и едем сидя.
В середине июня 2021 года я с моим шестилетним сыном из нашего городишка впервые приехали в город-курорт Анапу! Отель у нас был в пригороде - в Витязево. Расстояние да Анапы 16 км 25 минут пути, подсказывает поисковик. Мы и не подозревали, как сложно нам будет преодолевать это, казалось бы, небольшое расстояние. Наша первая поездка на общественном транспорте в Анапу нас шокировала.
Вместо автобуса к остановке подъехала маршрутка с нужным номером. Сидячих мест мало в принципе, большинство людей стоит. Заходим, водитель заставляет всех продвигаться дальше, говорит какому мужчине, какой женщине, на его взгляд, можно ещё продвинуться "взад", чтобы вошло как можно больше людей. Кондуктора нет, деньги надо через большое количество людей передать водителю, дождаться сдачи, нигде не вывешены расценки сколько стоит конкретно твой междугородний проезд - все узнаешь у водителя.
За несколько остановок маршрутка набилась битком, и водитель перестал останавливаться, если на данной остановке никто не выходил. Ехали очень медленно - пробки, минуту едешь, пять стоишь... Остановки не объявлялись, схем тоже нет. Поскольку мы ехали первый раз, у прижатых ко мне людей я стала спрашивать, как скоро будет моя остановка. Но, все были приезжие, и пришлось периодически кричать свои вопросы водителю.
Наша первая мучительная поездка из Витязево в Анапу длилась больше часа. Тогда мы думали, что нам просто не повезло, но все остальные поездки были ещё хуже. С сыном мы начали называть местные маршрутки "дурацкими автобусами". Каждый раз, собираясь съездить в Анапу, или находясь в городе-курорте, я предупреждала сына, что нам ещё предстоит испытание – поездка на "дурацком автобусе", чтобы он рассчитывал свои силы.
Оплачивать проезд в маршрутках нужно наличными, либо переводом, но нигде не указан номер куда переводить! Водитель диктует, а зажатый со всех сторон пассажир что-то пытается набрать в телефоне. Однажды я, и девушка, которая на слух через всю маршрутку узнавала номер для перевода оплаты за проезд, спросили у водителя:
- Почему не повесите бумажку с номером?
- А может, я пообщаться хочу, - игриво ответил водитель.
Вообще огромное количество действий, которые одновременно выполнял водитель - вел автомобиль, смотрел в свои зеркала и утрамбовывал пассажиров, высчитывал кому сколько платить в зависимости от того где сел и где выходить, давал сдачу, объявлял остановки, подсказывал приезжим где им выходить, вызывали у меня огромный страх. Это опасно! Он везёт людей, большая часть из которых - дети! Есть вообще информация о количестве ДТП с участием маршруток Анапы???
Стоит ли говорить о масках? В переполненных душных маршрутках, без какой-либо не то что социальной дистанции, но и дистанции в принципе, конечно же, все без масок. Ладно, я привитая, но...
Часто мимо проезжали машины скорой помощи, которые в условиях пробок очень опасно мчались между рядами. Однажды скорая так близко пронеслась, что нашу маршрутку отбросило в сторону.
Часто измученные пассажиры обменивались впечатлениями от ужасной поездки, предполагали, что это из-за нынешнего наплыва туристов. Одна женщина рассказала, что уже четвертый раз в Анапе, и здесь так всегда...
За несколько поездок, которые длились более часа из-за постоянных пробок, нагляделась всякого. Однажды рядом со мной стояла пожилая женщина. Рядом сидели трое подростков, уткнувшись в телефоны. Женщина периодически общалась с ними, рассказывала, сколько ещё ехать. Им не нравилось, что так долго. Я смотрела, и думала, уступит ли кто-нибудь из них место своей, видимо, своей бабушке. Никто не уступил.
Была и обратная ситуация. Всю поездку, зажатый среди взрослых, плакал мальчик лет 4. Рядом сидела пожилая женщина, тоже, видимо, его бабушка. Уставшая от рева ребенка пассажирка спросила бабушку, почему она не успокоит измученного ребенка, не посадит к себе на колени? - "У меня ноги больные, а он молодой, шесть часов бегал, пусть часок ещё постоит"....
Водители маршруток часто не останавливались на остановках потому, что места в салоне уже вообще не было. Однажды женщина на остановке начала посылать воздушные поцелуи водителю нашей маршрутки. Он остановился. Когда она еле втиснулась, то рассказала, что пять маршруток до этого проехали мимо, и она уже не знала что делать...
Тяжелее всего в этом ужасе приходилось детям. Зажатых между взрослыми, их реально давили, им нечем было дышать! Мы, родители, как могли, куда-то пропихивали своих и чужих, сажали по трое, четверо детей на сиденья.
Однажды возвращаясь из Анапы в Витязево, чтобы спасти своего сына от давки, пропихнула его вперёд к водителю на пластиковое возвышение, не знаю, как оно называется (на фото).
Рядом ещё дети примостились. Держаться им было не за что, спиной тоже некуда опереться. В транспорте моего сына часто укачивает, и он может заснуть. После получасовой поездки в таком положении я вижу, что мой сын засыпает и начинает падать на водителя. Я кричу ему: "Костя! Проснись!" Ребенок просыпается, пытается подняться, схватиться не за что, падает в другую сторону, пытается выползти на коленях с этого возвышения ко мне...
Тут же на первых сиденьях в комфорте сидят девушка и парень, на другой стороне - мужчина.
Я кричу на всю маршрутку:
- Костя! Не спи, пожалуйста! Держись! Здесь никто не поможет! Не уступит свое драгоценное место! Это не люди! Когда ты упадешь им под ноги, они и внимания не обратят!
Меня поддерживает прижатая ко мне женщина. Начинает стыдить сидящих парня и девушку. Парень спокойно сказал единственную фразу:
- Мы точно такие же люди, как вы.
- Нет! - кричу я. - Я ни разу не сидела в ваших адских маршрутках, если посчастливилось сесть - посажу своего и рядом чужого ребенка на одно сиденье!
Меня несло, я еще что-то кричала о порядочности, человечности и отношении к детям в нормальном обществе.
Никто так и не встал, сын оставшуюся поездку ехал прижавшись ко мне стоя.
Да, я - яжмать! Но вы, сидящие на первых местах, парень и девушка, видевшие как несколько раз упал ребенок с плохим самочувствием, но так и не уступившие место, вы - нелюди!
Обращаюсь к властям города-курорта, с чудесными надписями: "Анапа - город детства!". Это - не транспорт, это позор и издевательство над людьми, и особенно детьми!
Вы подвергаете огромной опасности жизни жителей Анапы и многочисленных отдыхающих!
Почему в 21 веке у вас нет вместительных автобусов, кондукторов, сообщения остановок, схем движения, почему не пустите больше машин на востребованные маршруты??? Элементарная вещь - бумажка с телефонным номером для перевода денег за поездку, разве это трудно?
Статус курорта подразумевает соответствующую инфраструктуру, в том числе и транспортную. Сделайте же что-нибудь, чтобы самым сильным впечатлением от пребывания в вашем городе был не испытанный ужас от поездок в маршрутках, а что-то другое!