Найти в Дзене
EverCare

Пациентам не нравятся врачи-роботы, которые знают их имена

Американские исследователи из Пенсильванского университета и Калифорнийского университета в Санта-Барбаре обнаружили, что люди могут с меньшей вероятностью прислушаться к советам виртуального врача (чатбота) на основе искусственного интеллекта, если робот знает их имя и историю болезни. С другой стороны, пациенты хотят общаться со своими врачами-людьми по имени.

Когда виртуальный врач использовал имя пациента и ссылался в разговоре на его историю болезни, участники исследования чаще считали такого чатбота навязчивым, а также с меньшей вероятностью прислушивались к его медицинским советам. Однако они ожидали, что врачи-люди отличат их от других пациентов, и были менее склонны подчиняться, если врач-человек не запоминал их информацию.

По словам исследователей, полученные результаты служат еще одним доказательством того, что машины проходят тонкую грань, выступая в роли врачей. Машины не способны чувствовать и испытывать ощущения, поэтому, когда они спрашивают пациентов о самочувствии, для них это просто данные. Возможно, это причина, по которой люди все еще сопротивляются медицинскому искусственному интеллекту.

-2

По словам директора Центра информационных технологий Калифорнийского университета доктора Джозефа Вальтера,

Это натолкнуло нас на вопрос: "Кто действительно знает нас лучше: машина, которая может хранить всю эту информацию, или человек, который никогда не встречался с нами раньше или не установил с нами отношения, и что мы ценим в отношениях с медицинским экспертом?

Команда разработала пять чат-ботов для двухэтапного исследования, набрав в общей сложности 295 участников? которые в разных комбинациях общались либо с врачом-человеком, либо с виртуальным врачом с искусственным интеллектом, либо с врачом, использующего программное обеспечение на основе искусственного интеллекта.

Во время исследования чат-боты были запрограммированы, чтобы задавать восемь вопросов, касающихся симптомов COVID-19 и ощущений, а также предлагать диагноз и рекомендации

Интересно, что около 78% участников эксперимента, в котором участвовал врач-человек, считали, что они взаимодействуют с виртуальным врачом. Предварительное объяснение этого результата заключается в том, что во время пандемии люди, возможно, больше привыкли к медицинским онлайн-платформам и ожидали более насыщенного взаимодействия от "живого" врача.

Ученые ожидают, что в будущем будет проведено больше исследований, посвященных роли аутентичности и способности машин участвовать в вопросах "туда-сюда" в развитии лучшего взаимопонимания с пациентами.

Источник: Penn State University