Петра Николаевича Краснова я лично не могу отнести прямо и безоговорочно к белому лагерю. Так как данный деятель был очень специфическим (даже не говоря о его службе нацистам в годы Второй мировой, осуждаем). Не только в силу своей ориентации на Германскую империю (тогда как большая часть белогвардейцев рассчитывала на Антанту), но и в силу «региональности».
Донской атаман беспокоился, прежде всего, о своем Всевеликом войске Донском (так как основой его власти были зажиточные донские казаки). Хотя амбиции заставляли его рассчитывать и на вероятность «Похода на Москву», и на создание некоего союза казаков и народов Северного Кавказа. Одновременно Краснов не желал подчиняться белогвардейцам Добровольческой армии, сам же стремился использовать их в своих целях.
Недавно наткнулся на сборник речей атамана Краснова (Новочеркасск, Типография Управления артиллерией ВВД, 1919 год). Эти речи показывают, что П.Н. Краснов из основных условных «белых вождей» был, пожалуй, самым хитрым и «гибким». Так как зондировал вообще все военно-политические силы региона, пытаясь с ними о чём-то договориться. Не особо заботясь о том, как это выглядит со стороны. И если отношения Краснова с немцами известны достаточно широко, то вот его попытки «наладить мосты» с белогвардейцами Добрармии, с Украинской державой Скоропадского и даже с... большевиками... они менее известны.
Начнем с немцев. Краснов честно признает, что без них не смог бы «выгнать» красных. Мол, это суровая необходимость, «временные трудности».
«Как ни тяжело для нашего казачьего сердца, я требую, чтобы все воздержались от каких бы то ни было выходок по отношению к германским войскам и смотрели бы на них так же, как на свои части. Зная строгую дисциплину германской армии, я уверен, что нам удастся сохранить хорошие отношения до тех пор, пока германцам придется оставаться у нас для охраны порядка и пока мы не создадим своей армии, которая сможет охранить личную безопасность... без помощи иностранных гостей...» (с) из Приказа от 17 мая 1918 года/Из речей Донского Атамана. 1918 г. Май-сентябрь.
Тут стоит кое-что уточнить. Немцы действительно Краснову очень помогали. Я бы сказал, что Антанта прочим белым так редко когда помогала.
Была налажена торговля с немцами. В обмен на продовольствие казаки получали винтовки и орудия, патроны. Причем это было вооружение бывшей Русской императорской армии, захваченное немцами. В дальнейшем Краснов надеялся на посредничество кайзера в переговорах между большевиками и «доно-кавказским союзом». Да, донской атаман был не прочь договориться с красными (что тоже отличает его от Колчака и Деникина).
Но и это ещё не всё. Немцы принимали участие в военных операциях вместе с казаками, плюс прикрывали часть донской территории на западе. И даже начали возвращать военнопленных-донцов.
«...во время совместных боев против большевиков немцы условились отдавать нам половину военной добычи и честно выполняли это условие. Имел место даже такой случай, когда наша доля сгорела и германцы выдали её нам из своего запаса...» (с) Декларация Войска Донского, 1918 год/Из речей Донского Атамана. 1918 г. Май-сентябрь.
Ещё атаман Краснов опасался, что может лишиться своей независимости ещё в первой половине 1918 года. Ведь рядом была так называемая Украинская держава гетмана П.П. Скоропадского (где тоже стояли немцы). Территория, превосходившая Дон по ресурсам и населению.
Атаман Краснов опасался, что его, что называется, «проглотят». Но в итоге удалось установить дипломатические отношения. Украина Скоропадского тоже помогала П.Н. Краснову с оружием и амуницией, плюс позволяла атаману вербовать на своей территории русских офицеров для борьбы с красными (у П.Н. Краснова был проект создания ряда собственных белых армий для войны с большевиками). Всё это при посредничестве немцев, разумеется.
«Украина сначала уклонялась от всяких с нами сношений, но ей был нужен уголь и хлеб, а мы нуждались в сахаре и земледельческих орудиях. Связывало нас также управление железными дорогами...» (с) Декларация Войска Донского, 1918 год/Из речей Донского Атамана. 1918 г. Май-сентябрь.
Но и с красными Краснов (да, прямо тавтология) попытался замириться. Мол, мы тут молодая республика и имеем право на самоопределение. Тем более, что у нас есть германская «крыша», друзья-украинцы и ещё белогвардейцы Деникина под боком.
То есть донской атаман прокручивал в голове несколько вариантов, от создания независимого от красных Дона (под покровительством немцев или Антанты) до совместного похода на Москву, если с большевиками не получится договориться.
«Попытки завязать сношения с Москвой окончились неудачей...» (с) Декларация Войска Донского, 1918 год
И даже якобы Троцкий согласился на переговоры и решил послать к казакам «депутацию», но Краснов испугался возможной атаки во время переговоров. Так это или нет сейчас установить сложно, но факт в том, что Краснов был не против заключить мир с красными, лишь бы они согласились на независимость Дона. А ещё, возможно, что так Краснов успокаивал уставших от бесконечной войны казаков.
Наконец, белогвардейцы. Краснов плохо относился к идее «верности Антанте», так как сам помощи от этой Антанты в 1918 году не видел. И признавать верховенство Деникина, у которого армия была меньше, не хотел. Зато П.Н. Краснов предлагал белогвардейцам Добровольческой армии пойти на штурм Царицына (который сам Краснов взять так и не смог). Заодно донской атаман пытался переманить на свою сторону отряд М.Г. Дроздовского. Короче, пытался использовать белых в собственных целях.
В общем, кто-то назовет Краснова хитрым политиканом, кто-то — беспринципным сепаратистом, а кто-то — толковым деятелем антибольшевистского движения периода Гражданской. Суть в одном: П.Н. Краснов «вертелся как уж на сковородке», не страдал морализаторством (в политике это ни к чему), стремился договориться со всеми. Правда, его немцефильство в итоге приведет неудачливого донского атамана в петлю (осуждаю его деятельность в годы Второй мировой), да и военные задачи в годы Гражданской войны Краснов не выполнил. Но неспроста некоторые исследователи считают его лучшим политиком из числа деятелей белого движения. Вопрос в том, стоит ли его считать деятелем белого движения?
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.