Найти тему
Good Idea

Стоицизм. Практика изменения своей реальности.

Две тысячи лет назад наступила эпоха рассвета могущества великой Римской империи.

И ничем не примечательный человек, который был гражданином этой империи, являлся в этот момент, самым могущественным человеком на земле. Его звали Марк Цезарь Аврелий.

Марк Аврелий командовал армией которой покорились все противники империи.

Ему были подвластны сотни народов, и величайшие умы того времени, он мог получить любую женщину какую бы не пожелал, мог предаваться веселью и развлечениям до конца своей жизни.

Обычному человеку довольно сложно представить себе абсолютную власть. Но у Марка Аврелия она была.

И в прошлом, и в настоящем, многие люди которым в руки попадала власть, а уж тем более ничем неограниченная, не могли с ней справиться и становились очередными рабами своих страстей и внутренних демонов.

Однако, Марк Аврелий был иным.

Да, он был императором Рима и прекрасно осознавал тот факт, что все удовольствия этого мира были у его ног, и стоило только поднять руку чтобы любая его фантазия стала реальностью.

Но несмотря на это Марк Аврелий отказался от привычных в Риме оргий, и от кровавых развлечений в Колизее, куда римляне отправлялись наблюдать за чужими смертями ради забавы.

Возможно, кто-то посчитает что он был мягкотелым пацифистом, но на эпоху правления Марка Аврелия выпали множественные войны, в которых он брал в руки меч, и вел войска за собой, снова и снова побеждая войска варваров и соседних империй.

В своих военных походах Марк Аврелий вел записи, которые позже назовут «К самому себе» в которых писал о своей решимости в самой главной борьбе - борьбе с самим собой.

Двенадцать книг этих записей, стали ключевой работой в более чем двухтысячелетней философской школе под названием стоицизм.

Стоики считали, что с человеческой точки зрения можно выделить две категории вещей: вещи, которые мы контролируем и вещи, которые мы не контролируем.

И фундаментальный принцип стоицизма как раз и заключается в том, что большинство вещей просто не зависят от нас.

Задумайтесь о том, что нас окружает: наши друзья и коллеги, наши близкие, политический строй в котором мы живем, экономика, лайки в соцсетях или то что говорят о нас за нашей спиной.

Да, мы можем повлиять на эти вопросы, но даже если мы все сделаем правильно, то экономика все еще может рухнуть, ваши накопления могут быть у вас отняты или обесценены, и даже самые близкие люди или самые надежные партнеры могут обмануть вас или даже в конце этого дня их вдруг может не стать.

И ни я ни вы ничего не можем сделать чтобы исключить из своей жизни несчастья, это звучит удручающие и пессимистично, но не беспокойтесь об этом, ведь все еще есть те сферы нашей жизни которые зависят от нас.

В стоицизме то, что зависит от нас, это наше мнение, наши собственные действия или другими словами, наша позиция в отношении мира вокруг нас.

Говоря об отношении к миру вокруг нас, я просто обязан сказать о том, что и наше состояние счастья – это тоже результат того, как мы относимся к окружающему нас миру и как мы это интерпретируем.

Представьте себе две ситуации: завтра проснувшись с утра, вы узнаете, что вам причитается 100 000 долларов. Будете ли вы счастливы? Наверное да. Ну по крайней мере моё настроение с утра, явно стало бы лучше и жизнерадостней. А теперь представьте, что на вас свалилось не 100 000 тысяч, а несколько сотен миллионов, пусть даже миллиард вечнозеленых бумажек. Вы не сможете потратить их за всю жизнь, разве что начнете творить какие-то безумства. И вы тоже будете счастливы. Счастливы день, счастливы неделю, но нельзя годами радоваться тому, что уже есть и спустя несколько месяцев вы примете это как само собой разумеющееся. И вот как-нибудь с утра, вы узнаете, что из-за обвала на фондовом рынке вы потеряли пару сотен миллионов долларов. Будете ли вы несчастны? Опять же, наверное, да.

А теперь задумайтесь, что по факту, у вас в первом случае, есть сто тысяч долларов и вы счастливы, а во втором случае, у того же самого вас сотни миллионов долларов которые приумножатся с ростом фондового рынка, и даже дивиденды от которых вам нереально все потратить – а вы несчастны.

Так вот с позиции стоицизма мы должны сосредоточиться на вещах, которые находятся под нашим контролем и с пренебрежением относиться к вещам, на которые мы не в состоянии повлиять.

Если человек тяжело болен, он не может контролировать свою болезнь, вы можете смягчить симптомы или использовать эффективные методы лечения и надеяться на то, что пациент выздоровеет, но не нам решать и не от нас зависит какими будут результаты этого лечения.

И все же именно вы можете решить, какую позицию занять в этой ситуации, принимать ли факт болезни, а даже возможность смерти и достичь состояния внутреннего покоя.

И да, это никоим образом не медицинский совет, это философия стоицизма.

Но вот в чём ее подлинная мощь: спокойный разум может действовать максимально логично и рационально и человек в таком случае гораздо более вероятно сделает лучший жизненный выбор, который может реально увеличить шансы на выздоровление.

И именно благодаря эффективности и силе философии стоиков, этот подход просуществовал столько тысяч лет и продолжает использоваться эффективными и целеустремленными людьми в наше время.
Ведь стоицизм — это не просто абстрактная философия, в современном стоицизме есть набор мощнейших практик, которые несут спокойствие и ясность ума.

Это во-первых, отрицательная визуализация.

Чрезмерный оптимизм – это ваша Ахиллесова пята, ведь когда вы уверены и надеетесь на какую-то награду или результат, вы в большинстве случаев обрекаете себя на разочарование и расстройство. Именно поэтому так много людей начинают дело с позитивного отношения и заканчивают его, едва столкнувшись с реалиями жизни. У стоиков есть способ противостоять ударам жизни с помощью техники называемой отрицательной визуализацией. Вот эта техника в цитате Марка Аврелия: «Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием — и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла.» В этих словах нет фатализма, нет пораженчества, ведь когда появлялся враг, Марк Аврелий брал в руки меч поднимал легионы и обрушивал на врага всю мощь Римской империи. Просто он не рассчитывал на подарки от жизни и был готов и самое главное, готовил себя, к её ударам, встречая их со спокойным и ясным рассудком.

Вторая практика стоицизма, это эфемерность.

Марк Аврелий написал для себя простое и эффективное напоминание, чтобы помочь себе восстановить перспективу и сохранить равновесие духа:

«Вспомни всех тех, кто сильно злился на что-то: кто-то самый известный, самый несчастный, самый ненавистный, какой-угодно… где все они сейчас? Дым, пыль, легенда… или даже не легенда. Подумай обо всех примерах. И пойми как незначительно то, чего мы так страстно хотим».

Если вас одолевает чувство зависти или тревоги при виде чужих успехов или образов успеха со страниц соцсетей, то помните, что любые достижения и успехи могут быть эфемерными, и что обладание ими длится лишь мгновение.

Если все эфемерно, то что имеет смысл и значение? Прямо сейчас имеет значение. Быть хорошим человеком и делать правильные вещи прямо сейчас — вот что было и остаётся важным для стоиков во все времена. Стоики стремятся заменить нездоровые и чрезмерные желания на здоровые эмоции, такие как, например радость вместо чрезмерного удовольствия.

Другая часть эфемерности нашей жизни, это смерть.

Что интересно, высшее воинское сословие в Японии – самураи, жили по кодексу бусидо, который трактовался как «Путь смерти», или «жизнь так, как будто ты уже мёртв», такой подход позволял самураям быть максимально профессиональными и эффективными, отвергая страхи и сомнения в принятии ежедневных решений.

Марк Аврелий напоминал себе: «Ты можешь оставить жизнь прямо сейчас. Пусть это определит, что ты делаешь, говоришь и думаешь».

Задумайтесь над этим и пусть эти мысли помогут вам спокойно отнестись к тому, что какой-нибудь ваш коллега незаслуженно получил повышение, а вас подтолкнёт не терять ни секунды и жить на все 100% здесь и сейчас.

Третья практика – это «Взгляд с высоты»

Марк Аврелий часто выполнял упражнение, называемое «взгляд сверху» или «взгляд Платона». Он отступал от ситуации назад, взлетал над нею, чтобы уменьшить её масштаб, и увидеть жизнь с более общей точки зрения. Римский император описывал это упражнение так: «Всякий раз, когда вы хотите поговорить о людях, лучше всего взглянуть с высоты птичьего полета и увидеть все сразу: людские собрания, армии, фермы, свадьбы и разводы, рождения и смерти, шумные залы суда и тихие безлюдные места, праздники, поминки, рынки — все смешано и все едино своею связью».

Марк Аврелий считал, что, взглянув на все с высоты, вы обретаете глобальное и стратегическое сознание, ориентацию на людей, а еще, сильное недовольство текущим состоянием мира и непреодолимое желание что-то с этим сделать.

Попробуйте взлететь над своими заботами или хотя бы отстраниться от них и увидеть ситуацию в целом и в связи с окружающим вас миром.

Друзья, наша жизнь коротка и потому важно направить нашу жизненную энергию на действительно важные вещи. А стоицизм может быть ценным инструментом вашей жизни благодаря которому вы не потеряетесь в окружающем нас море рекламы и пропаганды, в навязываемых нам ценностях и идеалах. С помощью практик стоицизма вы можете найти спокойствие и радость в своей жизни, а возможно и что-то большее.