Что ни говори, а качественное оформление обложки детективного издания – залог того, что поклонник сего массового жанра может обратить на него внимание и даже взять книгу в руки. Отсюда – всего один шаг до ее покупки. Роман Майка Омера, о котором здесь идет речь, издан именно так. Ты видишь, что обложка выглядит загадочно – с полуразмытым изображением лица молодой женщины. Но стоит открыть супер далее, и вместо женского портрета перед тобою окажется мужское лицо. Весь фокус в том (так устроена обложка), что именно эта двойственность оформления титула книги по сути отражает ее содержание.
«Внутри убийцы» - первый роман Майка Омера, переведенный на русский язык. За океаном все солидные критики и печатные СМИ пропели ему свои дифирамбы, поименовав книгу бестселлером. Подобные номинации – не новость для рынка зарубежных детективов, которые в нашем Отечестве любят читать и любят издавать. И здесь я вынужден заметить, что тема маньяков – насильников и убийц – это та острая приправа, превращающая любой тривиальный сюжет в увлекательное криминальное чтиво.
Майк Омер, несмотря на свою молодость, похоже сей урок литературного мастерства хорошо усвоил. Более того, он не стесняется намекать читателю на то, что продолжает традиции американского детектива, восходящие к последней четверти прошлого века. Поэтому в центре его романа об очередном маньяке-насильнике – криминальный психолог Зои Бентли. Для таких, как она, нынче в США придумали новую профессию – профайлер. Проще говоря, специалист, сотрудничающий со спецслужбами, которому вменено в обязанность составлять так называемые психологические профили серийных убийц. И чем дальше читаешь роман про измученную своими мыслями и чувствами Зои, тем все более убеждаешься в том, какой это тяжелый и неблагодарный труд: влезать в мозги того преступника, которого ты и в глаза не видел.
А чтобы Зои смогла вычислить очередного серийного убийцу в славном американском городе Чикаго, к ней прикрепляют агента ФБР Тейтума Грейга, который занимается той же темой. А чтобы у читателей не оставалось сомнений относительно того, откуда произрастает этот сюжет, в самом начале романа писатель «отправляет» Зои Бентли в Квонтико – штаб-квартиру ФБР. Именно там ровно тридцать лет назад начиналось действие легендарного фильма Джонатана Дэмме «Молчание ягнят».
Если помните, то он был поставлен по одноименному романа Томаса Харриса и речь в нем шла также о вычислении маньяка-насильника. Правда, там появлялся на экране еще один, более страшный маньяк – доктор Ганнибал Лектор. Впрочем, если задаться целью, то при внимательном чтении можно обнаружить еще боле крепкие сюжетные и детальные связи между «Молчанием ягнят» и романом Майка Омера «Внутри убийцы». Читателю, жаждущему острого, залихватского сюжета подобные изыски литературоведческого характера, вряд ли будут интересны. Но Майк Омер свое дело знает, и потому увлекательность расследовательской интриги им обеспечена в полной мере. Скажем больше: он не выстраивает фабулы прямолинейно, а отсылает нас в прошлое Зои Бентли, чем запутывает публику еще больше.
Раскрывать важность этих перебросов во времени не станем. Заметим лишь, что именно страницы, описывающее страшное детективное приключение в отрочестве Зои, во многом определяют ход ее современного расследования со всеми его озарениями и заблуждениями. В конце концов, одного из двух маньяков Зои все же вычислит. А вот история ее отношений с другим, пожаловавшим в нынешнее «сегодня» из прошлого героини, не закончится. Что, понятно, дает Майку Омеру возможность продолжить серию о профайлере Зои Бентли.
Он это и сделал, написав еще два романа, которые также доступны на русском языке. Их названия леденят душу – «Заживо в темноте» и «Глазами жертвы». Маньяки, заметим, просто так в руки правосудия не сдаются. Поэтому любители острых ощущений вряд ли останутся без новинок про их нелегкую и мучительную жизнь пока не оскудевает фантазия Майка Омера.
Заметим, что серия по расследовательские подвиги Зои Бентли издана в том же стиле, что и первый роман. Следовательно, у романов Майка Омера есть шанс быть прочитанными…
Сергей Ильченко