В последнее время я с улыбкой начинаю замечать, как люди оценивают или сравнивают блогеров (да на том же Дзене) исключительно по аудитории и подписчикам.
Достаточно одной выстрелившей статейки, рисующей цифру прочитавших за месяц в полмиллиона, как начинаются комментарии:
- Ой, как ты добился такого результата?
- Нечего себе, ты всех обгоняешь!
А стоит месяц без излишнего хайпа просто писать о том, что тебе интересно, как из под пера людей выходят весьма забавные комментарии:
Я уже не говорю о тех веселых ситуациях, когда люди начинают сравнивать двух авторов Дзена пописьками (ой, я хотел сказать подписчиками).
- А почему у Васи 50 000 подписчиков, а его показывают хуже, чем Петю?
- А почему у меня такая же аудитория, а я зарабатываю меньше?
- А почему подписчиков у меня больше, а никто не предлагает рекламу?
- А почему вчера этот парень жил на Бали, а сегодня сосет лапу?
Люди не понимают, что все эти подписчики и аудитории - абстрактные цифры, не значащие зачастую ничего, особенно на Дзене.
Если человек называет себя блогером, есть только одна вещь, которая его должна волновать - репутация.
Один раз я уже рассказывал эту ситуацию (надеюсь, постоянные подписчики простят меня за повтор). Когда я начинал смотреть Друже Обломова на Ютубе, это был товарищ в мятой рубашке, который на трехметровой кухне жарил картоху, потому, что денег на мясо у него не было. Но этот товарищ нравился мне тем, что всегда говорил прямо, по делу.
И, когда ему в голову пришла гениальная идея делать обзоры доставок еды, товарищ сказал сразу: "Да, я - нищеброд, но у меня нельзя купить мнение. Потому, что репутация стоит дороже любых денег. Кто будет смотреть мои обзоры, если я буду лгать ради рекламы?"
Сейчас Олег - один из крупнейших кулинарных блогеров Ютуба. У него 4 миллиона подписчиков. Любая рекламная вставка в его роликах стоит не менее 100 тысяч рублей. У него своя кафешка в Питере с офигенными хотдогами, которые я мечтаю попробовать и существенная статья доходов - продажа футболок со своим мерчем.
И этот человек начинал при мне, с картохи и мятой рубашки. Прошло ни много, ни мало... 8 лет.
Я всегда привожу его в пример, когда говорят, что блогинг - это детское, это - бесперспективное, это - временное... Это - способ легко поднять халявные деньги...
Детским, бесперспективным и временным может быть только подход.
Недавно с таким подходом пара Смоленских ютуберов напоили бомжа до летального исхода... Где они сейчас - черт их знает, кого вообще это волнует?
Вы скажете, что не нужно путать теплое с мягким: мол, Дзен - это не Ютуб.
Да - Дзен совсем еще молодая площадка и только проходит свои первые этапы развития.
Но площадка тоже не имеет значения. Я снова повторю: имеет значение только репутация.
Приведу хороший пример: когда Дзен начал продвигать видео-формат и добавил туда рекламу - видео получали очень много показов. Много - это буквально миллионы. Те, кто просек эту фишку первым - стали массово бомбить нарезки смешных котиков - ребята за неделю плюсовали к своим каналам по 10-12 тысяч подписчиков.
Мы с женой сделали канал, где нарезали гифки под музыку - получалось смешно и ярко, с идеей. Лучшие набирали по 3 миллиона показов - за самый успешный день я заработал 7 000 рублей...
А потом Дзен понял, что с этим бесконечным перетаскиванием друг у друга смешных гифок нужно бороться и массово отправил такие каналы в бан.
Знаете, кто из наших 4000 подписчиков на видео-канале прочитал статью, что канал забанен, и мы решили создать новый?
Никто.
Знаете, кто из 12000 подписчиков поддержал знакомого товарища с котиками?
Никто.
Точно также массово улетевшие в бан фермы рерайта и любители перестилать грязное белье известных личностей остались у разбитого корыта.
Но были на Дзене люди, которые просто создавали новый канал, и все подписчики толпой отправлялись вслед. Любые алгоритмы были бессильны их утопить, потому, что это - яркие и интересные личности, следить за судьбой которых людям было интересно.
Еще один интересный пример: Игорь Продзен сейчас почти ничего не пишет. Аудитория канала - всего 2300 человек.
А теперь покажите мне того, кто сидит на Дзене и не знает, что это за мужик? ))
Покажете мне того, кто может поспорить, что мнение Игоря - всегда авторитетно и всегда по делу?
Это и называется "репутация".
При этом многие каналы на Дзене, насчитывающие сотни тысяч аудитории, репутацию имеют околонулевую и, в случае очередной нестыковки с Великим Алгоритмом, все, что им останется - распускать сопли:
"Дзен меня не люююююююбиииииит! Аудитория упала десять рааааааааааааааааааааааз!"
Именно репутации я всегда придаю значение:
- Я всегда честен со своими подписчиками, пишу большинство статей на личном опыте.
- Я всегда вычитываю свои материалы, работаю над ними до конца - не важно, сколько времени это займет, не выставляю то, что получилось откровенно слабым.
- Я стараюсь не оскорблять людей, писать максимально корректно, даже если переполняют эмоции.
- Я всегда открыт к общению, всегда помогаю всем, кто попросит.
Теперь именно благодаря своей репутации, которая даже весьма далека от совершенства, мне плевать, какая аудитория меня читает. 70 000 или полмиллиона - принципиальной разницы нет.
Пусть Дзен платит мне 300 рублей в день - у меня на месяц забита очередь ссылок, стоимостью на данный момент 500 р. И эта стоимость уже второй раз растет, а очередь не убывает.
Я веду один корпоративный канал и буквально сегодня договорился с другим. Да, деньги небольшие, но на эти каналы я не пишу статьи сам: постепенно большинство дел в этом направлении делегируется, и находятся новые заказчики.
Я также сумел взять на ведение две группы в социальных сетях и небольшой бюджет, чтобы пробовать таргетинг.
Текстерре интересен мой опыт работы с корпоративными каналами - я в любой момент могу сесть за статью на тему "Дзен для Бизнеса" и знаю, что получу за эту статью не меньше 7000 р.
И да, именно благодаря репутации я зарабатываю на донатах и планирую в будущем продавать свои книги.
Я это написал не хвастовства ради, гордиться особо нечем.
Пока что моя репутация позволяет жить немного богаче, чем рабочие на Смоленских заводах, не вставать каждый день в 7 утра, не молиться на показы Дзена. Но впереди непаханное поле работы!
Я написал это, чтобы вы поняли суть - основная работа происходит не над аудиторией, не над подписчиками - над репутацией. Да, я могу быть самым жалким блогером на Дзене, о котором вы слышали.
Но мне важно, что вы обо мне слышали. И, самое главное - слышали хорошее. )))
Интересным примером может послужить один молодой кулинарный канал на Дзене: "YUMMY! Вкусные Рецепты" называется.
Ребята не гоняются за хайпом и кликбейтными заголовками, они - не какие-то яркие супер-блогеры, но они стараются снять каждый рецепт так, чтобы его можно было легко повторить - делают свой канал в первую очередь полезным. В долгосрочной перспективе это - единственный верный путь.