Найти в Дзене
Нина НН

ПереВАЛ Дятлова. Таинственные знаки манси (1 часть).

Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «outdoors.ru»
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «outdoors.ru»

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня я хочу поговорить о «таинственных знаках» манси.

Давайте сначала рассмотрим специфику значков, а потом поговорим о дневниках группы Дятлова.

____________________________________________________________________________

1. Характеристика и особенности знаков манси.

Информации в Интернете много, я собрала минимум, чтобы иметь представление о засечках на деревьях. Это очень интересно.

Информация с сайта «adventurteam .ru», статья под названием «Знаки народа Манси» (23.07.14). Что-то процитирую, что-то перескажу, для краткости (Полную версию можно прочитать на указанном сайте).

«У каждого народа были свои информационные знаки, имевшие сакральное, бытовое, охотничье, а, порой, и нечто юридическое, предназначение…

…мань-си – маленький народ, как можно перевести это название на русский язык.

У мансийцев (как и у ханты) было несколько видов знаков.

Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «adventurteam.ru» Информация с сайта «adventurteam.ru"
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «adventurteam.ru» Информация с сайта «adventurteam.ru"
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «infourok.ru» Информация с сайта «adventurteam.ru"
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «infourok.ru» Информация с сайта «adventurteam.ru"
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «Уральский следопыт». Статья А.Смирнова – Сибирского «Волчьи ноги» (1935 г.).  Информация с сайта «adventurteam.ru»
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «Уральский следопыт». Статья А.Смирнова – Сибирского «Волчьи ноги» (1935 г.). Информация с сайта «adventurteam.ru»
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «Уральский следопыт». Статья А.Смирнова – Сибирского «Волчьи ноги» (1935 г.).  Информация с сайта «adventurteam.ru»
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «Уральский следопыт». Статья А.Смирнова – Сибирского «Волчьи ноги» (1935 г.). Информация с сайта «adventurteam.ru»
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «остяко – вогульск. РФ»(из архива Лидии Андросовой). Информация с сайта «adventurteam.ru»
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «остяко – вогульск. РФ»(из архива Лидии Андросовой). Информация с сайта «adventurteam.ru»
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «adventurteam.ru»
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «adventurteam.ru»

«…у мансийцев были и сакральные знаки – знаки сопра и менква…

Знак сопра вырезался мансийцем при достижении священной территории, например, во время ритуалов или охоты в пределах священной реки или горы.

…Знак менква (лесного черта) вырезался в случаях столкновения манси с этим лесным персонажем или же на берегах реки Менкв-я, где живут менквы. Этот необычный герой многочисленных рассказов и легенд народа манси привлекает к себе внимание многих, но увидеть довелось лишь единицам».

____________________________________________________________________________

Теперь, перейдем к нашей теме.

Я объединила информацию, собранную исследователями в разное время.

Рассмотрим фото, на котором изображен Георгий Кривонищенко, изучающий рисунок на дереве. Данное фото прокомментировал Валерий Анямов (представитель народа манси) в интервью, данному газете «Московский Комсомолец» (статья «Представитель манси расшифровал таинственные знаки на перевале Дятлова» от 03.07.19).

Рисунок выполнен автором настоящей статьи, использовались: фото с сайта «perevaldyatlova.ru» и материалы газеты «Московский Комсомолец».
Рисунок выполнен автором настоящей статьи, использовались: фото с сайта «perevaldyatlova.ru» и материалы газеты «Московский Комсомолец».

Интересная информация размещена на сайте «pereval1959.kamrbb.ru» (запись опубликована заслуженным пользователем, дата 18.02.2009).

Процитирую:

«… выяснилось из разговора с манси …, знаки можно легко расшифровать при помощи картинки нарисованной Романом Анямовым, во время нашего пребывания в Ушме».

Рисунок выполнен автором настоящей статьи по фото с сайта «Тайна.ли» Информация с сайта «pereval1959.kamrbb.ru»
Рисунок выполнен автором настоящей статьи по фото с сайта «Тайна.ли» Информация с сайта «pereval1959.kamrbb.ru»
Рисунок выполнен автором настоящей статьи по фото с сайта «Тайна.ли» Информация с сайта «pereval1959.kamrbb.ru»
Рисунок выполнен автором настоящей статьи по фото с сайта «Тайна.ли» Информация с сайта «pereval1959.kamrbb.ru»
Рисунок выполнен автором настоящей статьи по фото с сайта «Тайна.ли» Информация с сайта «pereval1959.kamrbb.ru»
Рисунок выполнен автором настоящей статьи по фото с сайта «Тайна.ли» Информация с сайта «pereval1959.kamrbb.ru»

И еще один пример с изображением знаков манси.

Эти рисунки представляют особый интерес, т.к. были выполнены группой В.Г.Карелина практически в то же время, что и записи дятловцев.

Рисунок выполнен автором настоящей статьи по фото с сайта «http://samlib.ru/», автор статьи А. Парунин.
Рисунок выполнен автором настоящей статьи по фото с сайта «http://samlib.ru/», автор статьи А. Парунин.

_______________________________________________________________

2. Информация, содержащаяся в дневниках группы Дятлова.

Знаки манси упоминаются сразу в нескольких документах, составленных группой Дятлова. Складывается впечатление, что ребята делают особый акцент на данном вопросе.

1. Оригинал дневника Зины Колмогоровой (29.01.59).

(Запись усилена жирным шрифтом, отчетливо выделяется на фоне остального текста).

Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «Тайна.ли»
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «Тайна.ли»

2. Копия дневника участницы похода З. Колмогоровой из УД (30.01.59).

3. Копия дневника группы Дятлова из УД (30.01.59).

Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «Hibinafiles»
Рисунок выполнен автором статьи по материалам с сайта «Hibinafiles»

Совместно записи несут следующую смысловую нагрузку.

- На тропах встречаются непонятные и таинственные знаки.

- Они встречаются так часто, что возникает идея похода: «В стране таинственных знаков».

- Хотелось бы узнать то, о чем пишут знаки, а точнее, «эту грамоту».

Прочитать или разгадать их представляет особый интерес для туристов, да еще и историков.

- Значки говорят о замеченных зверях, о стоянках, о разнообразных приметах.

В этой цепочке предложений можно разглядеть противоречие между утверждениями текстов.

Рисунок выполнен автором статьи по материалам из свободного доступа сети Интернет
Рисунок выполнен автором статьи по материалам из свободного доступа сети Интернет

Могли ли дятловцы знать о том, что говорят знаки манси?

На сайте «Проза.ру» опубликованы воспоминания В.Л. Шунина, - участника зимнего похода 1957 года по Северному Уралу. В состав группы, которая шла под руководством Игоря Дятлова, также входили Коля Тибо и Зина Колмогорова.

Процитирую некоторые моменты:

«15.02.1957 г. … Все мечтают увидеть манси. Куда ведёт тропа, встретимся ли мы с редкими жителями этого снежного края? В разведку идут Лида Григорьева и Коля Трегубов».

«16.02.1957 г. Радостное чувство встречи с манси исчезло при виде их убогого жилища. В маленькой лесной избушке живёт человек восемь. Духота, полумрак, дым, двое больных. Зина с Лидой принялись лечить: ставят горчичники, моют марганцовкой язвы. Смазывают пенициллиновой мазью…».

В статье «1957 г. Самый удачный зимний поход группы Дятлова», размещенной на сайте shnyagi.net, опубликован отчет Игоря Дятлова "По хребтам уральским" о походе 1957 года по Северному Уралу.

Цитата: «В лесах встречаются манси, занимающиеся в основном охотой и оленеводством. В январе и июле они ездят на нартах; к лету уходят на север в бесконечные просторы не тающих снегов».

Фото  с сайта «shnyagi.net»
Фото с сайта «shnyagi.net»

Таким образом, трое человек из группы Дятлова, сформированной в 1959 году, ранее встречались с манси, и, возможно, знали о предназначении зарубок на деревьях.

Могли ли дятловцы не знать о том, что именно говорят знаки манси?

В отчете Игоря Дятлова и воспоминаниях В.Л. Шунина о зарубках не упоминается. Т.е, не исключено, что не знали.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим две версии.

1. Дятловцы не знали, что говорят знаки манси, или знали, но не в полном объеме.

В этом случае, в дневниках содержится объективная информация о том, какие зарубки были на деревьях. И вполне нормально, что у ребят возникли вопросы – а что все это значит?

2. Ребята, например, со слов Зины, Игоря, Коли, знали о том, что изображают знаки манси. В этом случае, в дневниках умышленно делается акцент на интересе к данному предмету, и, возможно, записи что-то скрывают.

С первой версией всё понятно.

Теперь, ПРЕДПОЛОЖИМ)), что вторая версия имеет место быть.

Т.е., ребята умышленно акцентируют внимание на вопросе о знаках манси и что-либо зашифровали в рисунках (оригинал дневника Зины).

В этом случае, намеренно создается противоречие «знаем – не знаем» и дается подсказка: «Значки говорят о замеченных зверях, о стоянках, о разнообразных приметах».

Что может косвенно указывать на то, что дятловцы имели представление о предназначении зарубок на деревьях?

Группа В.Г. Карелина в отчете о походе 1959 года описывает быт манси и делает зарисовки катпосов и изображений зверей.

Неужели в 1957 году группа под руководством Игоря Дятлова, в состав которой также входили Зина и Коля, проходя по местам Северного Урала, не обратила внимание на эти значки и не поинтересовалась о том, что они изображают?

Дорогие мои читатели, извините, пожалуйста, но этот вопрос я перенесу в следующую статью, не хочется перегружать текст большим объёмом информации.

Спасибо большое за прочтение статьи!

Если у Вас есть возражения и дополнения, пишите.

Любая информация может быть полезна!

Хорошего Вам дня!)))