Литовский лёгкий самолёт от завода VEF, палубный истребитель Hellcat, шотландский самолёт укороченного взлёта и посадки и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️
21 июня
21 июня 1921 года — первый полёт транспортного самолёта Bristol Type 62 (он же Bristol Ten-seater). /Великобритания/
В 1919-20 годах главный конструктор компании Bristol Aeroplane Фрэнк Барнуэлл (Frank Barnwell) рассматривал возможные проекты коммерческих самолётов. Но ни один из них не было построен. Лишь после финансирования от британского правительства в 1921 году Барнуэлл начал работу над транспортным самолётом Type 62.
Это был одномоторный биплан с неубираемым шасси. На пассажирской версии устанавливался двигатель Napier Lion (450 л.с.) В кабине размещалось 8-9 пассажиров + 1-2 члена экипажа (отсюда и название — Ten-seater). Максимальная скорость — 180 км/ч, топлива хватало на 5,5 часов полёта.
В серийное производство Type 62 не запустили. Во многом из-за решения о том, что для повышения безопасности пассажирские самолёты должны быть многодвигательными. Построили лишь 3 самолёта, отличавшихся двигателями. Ten-seater также использовался как пожарный и санитарный самолёт.
22 июня
22 июня 1933 года — первый полёт рекордного самолёта АНТ-25 (он же РД — «рекорд дальности»). /СССР/
Советские конструкторы не остались в стороне от мирового бума на дальние авиаперелёты в 1930-х годах. В 1931 году А. Н. Туполев предложил проект самолёта АНТ-25, который должен был иметь предельную дальность 13000 км.
АНТ-25 представлял собой низкоплан с крылом большого удлинения и убираемым шасси. Оснащался двигателем М-34Р (900 л.с.) Крейсерская скорость — 165 км/ч. Дальность полёта — 10800 км. Экипаж состоял из 3 человек. Устанавливалось самое современное навигационное и радиооборудование.
Было построено 2 самолёта АНТ-25. Их серьёзно доработали для увеличения дальности полёта — установили редуктор, обтянули гофрированную поверхность полотном, отполировали выступающие поверхности и т.д. Это позволило самолётам в 1937 году совершить беспосадочные перелёты Москва — Северный полюс — США. Сначала экипаж Валерия Чкалова (18 июня), затем Михаила Громова (12 июля).
23 июня
23 июня 1936 года — первый полёт лёгкого самолёта VEF I-11 (он же Irbītis I-11). /Латвия/
В 1935 году государственное предприятие Valsts Elektrotechniska Fabrika (VEF) организовало авиастроительный отдел. Главным конструктором стал Карлис Ирбитис (Kārlis Irbītis). Первым проектом нового подразделения стал лёгкий самолёт VEF I-11.
Это был одномоторный двухместный низкоплан с неубираемым шасси в обтекателях. Устанавливался двигатель Cirrus Minor (90 л.с.). Крейсерская скорость — 200 км/ч, дальность полёта — 800 км.
Построили 2 экземпляра VEF I-11. Некоторое время он с максимальной скоростью в 229,3 км/ч был самым быстрым в мире среди самолётов с объёмом двигателя до 4 литров. В апреле 1937 года на Irbītis I-11 был успешно совершён 1000-километровый перелёт через всю Латвию. На базе I-11 Карлис Ирбитик спроектировал учебно-тренировочный самолёт VEF I-12.
24 июня
24 июня 1927 года — первый полёт многоцелевого самолёта У-2 (он же По-2). /СССР/
В середине 1920-х годов советская авиация нуждалась в новом самолёте для первичного обучения, который должен был заменить У-1 (созданный на базе британского Avro 504). Планировалось, что он будет оснащаться новым отечественным двигателем мощностью 100 л.с. Разработкой самолёта, получившего обозначение У-2, занялся известный конструктор Николай Николаевич Поликарпов.
У-2 представлял собой двухместный биплан с неубираемым шасси (колёсным, лыжным, поплавковым). Устанавливался двигатель М-11 (125 л.с.) Крейсерская скорость — 120 км/ч, дальность полёта — 400 км.
Испытания показали отличную устойчивость и управляемость этого биплана. К тому же, он был простым и дешёвым в производстве и ремонте. С 1928 по 1954 год выпустили свыше 33 тысяч самолётов. У-2 был по-настоящему универсальным — использовался для обучения, в качестве штурмовика и лёгкого бомбардировщика, санитарного и сельскохозяйственного самолёта и т.д.
25 июня
25 июня 1955 года — первый полёт транспортного самолёта Scottish Aviation Twin Pioneer. /Шотландия/
В 1947 году Scottish Aviation по заказу британского авиационного министерства разработала лёгкий самолёт укороченного взлёта и посадки Pioneer. Успех проекта сподвиг компанию к созданию его более вместительной и грузоподъёмной версии, названной Twin Pioneer.
Это был подкосный высокоплан с развитой механизацией крыла, трёхкилевым хвостовым оперением и неубираемым шасси. Оснащался 2 × двигателями Alvis Leonides 514 (520 л.с.) Крейсерская скорость — 192 км/ч, дальность полёта — 1273 км. Для взлёта-посадки Twin Pioneer хватало площадки размером 30 × 275 метров. Брал на борт 16 пассажиров или 12 солдат, или 1,5 тонны груза.
Основным эксплуатантом стали Королевские ВВС Великобритании, заказавшие 39 из 87 построенных самолётов. Они использовались в качестве транспортных, санитарных, бомбардировщиков и фоторазведчиков. Также Twin Pioneer летали и в гражданских авиакомпаниях.
26 июня
26 июня 1942 года — первый полёт палубного истребителя Grumman F6F Hellcat. /США/
ВМС США понимали неизбежность войны на Тихом океане и что палубный истребитель Grumman F4F Wildcat уступал японскому Mitsubishi A6M Zero. Поэтому в июне 1941 года подписали с Grumman Aircraft контракт на глубокую модернизацию F4F. Но в результате был разработан совершенно новый истребитель, получивший обозначение F6F Hellcat.
F6F был цельнометаллическим низкопланом с убираемым шасси. Устанавливался (на модификации F6F-5) двигатель Pratt & Whitney R-2800-10W Double Wasp (2200 л.с.) Максимальная скорость — 629 км/ч, боевой радиус — 1521 км. Вооружение — 6 × 12,7-мм пулемётов или 2 × 20-мм пушки + до 1800 кг бомб/ракет/торпед.
В 1943 году F6F Hellcat приняли на вооружение ВМС США. Они ценились за простоту управления и надёжность, и хорошо показали себя на Тихоокеанском театре военных действий. Выпустили 12 275 истребитель F6F. Кроме США, они использовались ВМС Франции, Великобритании и Уругвая.
27 июня
27 июня 1936 года — первый полёт транспортного самолёта Lockheed Model 12 Electra Junior. /США/
В 1934 году Lockheed выпустила пассажирский самолёт Model 10 Electra. Хорошие продажи этой модели cподвигли компанию в 1935 году начать работу над её уменьшенной версией — Model 12 Electra Junior.
Как и его предшественник, Model 12 представлял собой цельнометаллический низкоплан с двухкилевым хвостовым оперением и убираемым шасси. Оснащался 2 × двигателями Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior SB (450 л.с.) Крейсерская скорость — 343 км/ч, дальность полёта — 1300 км. Брал на борт до 6 пассажиров + 2 члена экипажа.
Новому самолёту удалось повторить успех Model 10. Было выпущено 130 единиц Model 12 Electra Junior. Они использовались как гражданскими авиакомпаниями, так и ВВС различных стран. На сегодняшний день около 10 самолётов Model 12 находятся в лётном состоянии.
Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории