Найти тему
Олег Лубан

Бильярдных дел Страдивари из города Майского

Кадр из фильма "Король бильярда"
Кадр из фильма "Король бильярда"

В середине 90-х годов я как-то сделал материал в местной газете, выходящей в Нальчике, об одном высокопрофессиональном мастере. Мастере по изготовлению бильярдных киев. Он жил в небольшом городе Майский в Кабардино-Балкарии, в котором население всего-то чуть свыше 20 тысяч. Но этот мастер, как мне объяснили знающие люди, входил тогда в пятёрку лучших мастеров бильярдных киев в России. Съездил я тогда в город Майский, нашёл мастерскую местного бильярдных дел кудесника, обстоятельно с ним побеседовали. В результате написал тогда статью, которую сейчас и хочу предложить вниманию читателей моего канала.

***

Виктор Ефимович Шаршов - коренной житель города Майского - родился здесь в 1939 году. По специальности автоэлектрик, работал оператором газоотопления. Но настоящее призвание нашел в своём хобби, ставшим делом его жизни. Знатоки уверяют, что высококлассных мастеров, делающих бильярдные кии в России, можно сосчитать по пальцам. Виктор Шаршов - один них. Несколько равных по классу коллег живут в Москве, один в Горячем Ключе Краснодарского края. Вот и всё, пожалуй.

Виктор Шаршов сам играет в бильярд с юных лет. И неплохо играет. Одним из первых в Кабардино-Балкарии стал демонстрировать так называемый винтовой удар. Секреты игры Шаршов постигал в бильярдных залах городов Ставропольского края, в Сочи - одном из крупнейших центров бильярдного спорта. Истинный профессионал всегда отличит мастерский кий от любительского. Классный игрок никогда не будет играть кием серийного производства. Мастер бильярда подбирает себе кий не менее ревниво, чем скрипач-виртуоз скрипку.

Первый свой кий Виктор Шаршов сделал для себя. А потом пошло-поехало, понял, что это настоящее искусство. Теперь в стране уже много киев работы Шаршова. Впрочем, много - понятие относительное. Ведь на изготовление одного кия уходит не менее двух месяцев. Кий должен быть чётко сбалансирован, через каждые 40 сантиметров по длине делаются замеры пропорций в диаметре. Многое зависит от того, какой наклейкой привык пользоваться игрок - они также бывают разного диаметра. В зависимости от этого меняются и пропорции бильярдного инструмента. Особые требования к кончику кия. Его многократно прокаливают, чтобы убрать «живучесть» дерева. Кончик кия не должен реагировать на какие-либо климатические изменения.

Кии бывают цельные и разборные. Трёх и четырёхсоставные делают для удобства -можно и в чемодан положить. Профессионалы же используют, в основном, цельные и двусоставные. Учитывая пожелания клиентов, Виктор Ефимович и сам обычно вносит предложения. Так для высокого человека нужен более длинный кий, для широкоплечего габаритного игрока - более увесистый. Ошибается тот, кто думает, что кий можно сделать из любого дерева. Используются ценные породы, причем разные: для изготовления одного кия используют от 2 до 5 пород. Самыми лучшими считаются: граб, бразильская вента, вьетнамский лим. Виктор Ефимович закупает материалы сам, привозят знакомые. Достать такую древесину сложно, но в Бразилию или Вьетнам всё-же ездить не приходится - вьетнамский лим у нас в стране используют на судоверфях, бразильскую венту - для изготовления элитной мебели.

Кии мастера из Майского давно признаны многими ведущими бильярдистами страны. Каждый год Виктор Шаршов приезжает в Сочи, где в августе собираются сильнейшие игроки России и стран ближнего зарубежья. В их кругу Виктор Ефимович хорошо известен, на крупных соревнованиях получает заказы на свои изделия. Например, несколько киев у Шаршова приобрёл Гурам Мамуладзе - неоднократный чемпион СНГ по «Московской пирамиде», чемпион мира 1994 года по «Американке».

-2

Но не только спортсмены-профессионалы интересуются бильярдными киями. Немало высокопоставленных лиц приобретали кии «от Шаршова». В частности, их имели президент КБР Валерий Коков, президент Ингушетии Руслан Аушев. Вроде бы даже кий работы Шаршова был подарен в своё время Борису Ельцину во время его визита в КБР. Покупают и состоятельные люди из «новых русских». Порой, просто для антуража - чтобы красивый кий с рисунком на ковёр повесить.

Правда, в практике Виктора Ефимовича был и противоположный случай. Один первоклассный игрок попросил сделать ему профессиональный кий, но вообще без рисунка, чтобы выглядел, как самый простой. Объяснил так: «Когда я в бильярдной достаю шикарный кий, у меня сразу начинают фору просить».

По желанию заказчика Виктор Ефимович может в основание кия вкрапить инициалы владельца. Из слоновой кости, например. Деталь немаловажная - нередки случаи, когда у игроков воруют их дорогостоящий инструмент. На каждом кие мастер ставит свое фирменное клеймо - витую букву Е. На вопрос, есть ли кому передать секреты своего мастерства, Виктор Ефимович отвечает: «Да есть один парень, интересуется вроде, старается. Толк будет, если лениться не станет».

А свой лучший кий Виктор Шаршов, как он утверждает, еще не создал: «Пока рано. А то все будут просить, чтобы точно такой сделал».