Эпоха Александра Македонского (356 - 323 гг. до н.э.) оставила после себя заметный след не только в истории, но и в культуре. Его великий "Восточный поход" до сих пор волнует исследователей и просто интересующихся людей. Это вызывано рядом причин: желание узнать "секрет его успеха", познать причины этого похода и так далее. Однако наибольшим интересом для многих исследователей является Эпоха Эллинизма, образовавшаяся с начала его походов на Восток в 334 г. до н.э.
Когда это было?
Как и всё в истории, эллинизм делится на свои периоды, в течение которых происходило его развитие, укрепление и распад. Если брать эллинизм в целом, то хронологические рамки, весьма объемные, будут таковы: с 334 г. до н.э. по 30 г. до н.э., то есть с начала Восточных походов Александра Македонского и до завоевания последнего эллинистического государства - Египта - Римом. У исследователей существуют и отдельные временные периоды:
- 334 - 281 гг. до н.э. (образование империи Александра и до ее распада в результате войн диадохов)
- 280 - середина 2 в. до н.э. (период "зрелости" эллинизма)
- середина 2 в. до н.э. - 30 г. до н.э. (поздний эллинизм; разложение эллинистических государств и завоевание их Римом на западе и Парфией на Востоке)
Что это и где оно было?
Ответ на этот вопрос будет, в сущности, довольно короток и прост: эллинизм - это синтез Запада и Востока в сферах культуры, политики, экономики и так далее. Конечно, данный взгляд на эллинизм будет поддерживаться не всеми исследователями. Известно, что в историографии существуют различные оценки эллинизма и различные взгляды на сферы, в которых происходил данный синтез. Наиболее интересным в этом плане был спор между историками К.К. Зельиным и А.Б. Рановичем, выдвигавшими различные концепции эллинизма.
В общем и в целом, можно сказать, что в период эллинизма происходило активное взаимопроникновение культурных, политических и экономических черт в государства как Запада, так и Востока. Этот невероятный процесс охватил настолько же невероятные по своим объемам территории: от Сицилии до Южной Италии (на западе), до Северо-западной Индии (на востоке) и от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила (на юге). Весь Египет, Ближний и Средний Восток, Балканская и Великая Греция - все это и многие другие территории были подвластны Александру Македонскому и все они были подвластны влиянию друг друга.
Однако удержать столь огромные территории в одних руках было невозможно, что и привело к войнам диадохов (ближайших соратников Александра), которые поделили эти земли между собой. Произошло образование Державы Селевкидов (по имени Селевка), Птолемеев (по имени Птолемея) и другие. Каждая держава являла собой пример того, что может представлять из себя синтез культур Древнегреческой и Древневосточной.
В политику Древней Греции проникали черты Востока: обожествление правящего династа (как, например, было заведено в Державе Птолемеев), происходил упор на профессиональную армию, а не на народное ополчение, развитие и укрупнение бюрократического аппарата. Восток также заимствовал некоторые черты с Запада: развитие классического рабства, несвойственного для Востока, дарование автономии городам греческого типа (могут собирать Народное собрание, сохранять частные хозяйства и другое).
Наследие эллинизма
Культурные объекты, оставшиеся нам после данной эпохи, примеры красоты взаимопроникновения культур, совершенно различных по своей сути. Казалось бы, смешение черт Запада и Востока совершенно невозможно, однако, как это показала история, все оказалось абсолютно наоборот. Нужно отметить, что культура Греции проникала на Восток благодаря греко-македонской местной знати, переселявшейся туда, а также благодаря обычным переселенцам из Греции. Местная же знать стремилась к тому, чтобы приобщиться к наследию античной культуры, столь возвышенной и развитой. Нужно отметить, что и в дальнейшем, уже в эпоху господства Рима, античная культура будет играть большую роль в среде знати. Греческий язык будут учить наряду с латинским, будет осваиваться философия греческих мыслителей, а классические греческие произведения античных авторов - перерабатываться на римский манер в эпоху Республики.
Особое значение в сфере культуры, как и прежде, занимает философия, которая получила в период эллинизма активное распространение и развитие. Именно в этот период появляется такое течение как стоицизм, то есть философия стоиков. Основной их идеей являлось всеобщее равенство, провиденциализм. Стоики верили в то, что над всем господствует Разум (бог или Судьба). Для стоиков характерна вера в то, что всё, что ни происходит, происходит на благо. Помимо стоицизма, появились течения эпикурейцев и киников. Первые верили в то, что лучшее для человека - нахождение в уединении, а вторые - в то, что жить надо тем, что имеешь (то есть питаться тем, что найдешь и жить там, где придется). Особенностью философии киников являлся протест против общества, которое стремилось к богатству, к повышению "по карьерной лестнице".
Обращаясь к культуре, мы не можем проигнорировать сферу скульптуры в эпоху эллинизма. Именно данный период подарил нам работы, которые представляли собой обращение ко внутреннему миру человека, обращение к красоте и трагизму в ней. Одними из наиболее выдающихся скульптур того времени являются Ника Самофракийская и Афродита Милосская. В них и запечатлены настроения современников - трагизм, перемены, стремление к новому началу и тихое восхищение чем-то простым.
Научные достижения эллинизма тесно связаны с государством. Именно оно являлось основным "заказчиком" и спонсором открытий тех лет. Во времена войн государство требовало все больше прикладных открытий, больше практики, которая помогла в создании новейшего вооружения. Так, особенное развитие получили точные науки - математика, геометрия и физика. Особенно здесь отличился Архимед, вычисливший число Пи, изобретший планетарий и создавший винт для откачки воды из шахт. Предвосхитил открытия математиков Нового времени Аполлоний из Перги, разработавший теорию конических сечений.
Знаменитые теории о гелио- и геоцентрическом строениях мироздания разработали Аристарх Самосский и Гиппарх соответственно.
Значительные изменения перенесла и сфера литературы, сопряженная с ней сфера религии. Классическая система древнегреческих божеств пополнилась новыми, древневосточными божествами: например, Исида, сочетавшая в себе черты и Геры, и Афродиты, и Деметры. Способствовало изменениям в данной сфере и общая политическая ситуация нестабильности - теперь могли быть обожествлены такие вещи как Удачи, Здоровье, Счастье и тому подобное. Стоит также отметить, что именно в этом время начинается разрастание монотеистических идей, поиск новых религиозных форм.
Таким образом, период эллинизма подарил нам необъятное количество культурных достижений в самых разных сферах - в философии, скульптуре, науке и во многих других областях культуры. Об эллинизме можно говорить по-разному и давать различные оценки его наследию. Однако остаётся неизменным то, что этот период имел не меньшее значение на мировую историю и культуру, чем все предыдущие в Античное время.
-------
Литература:
- История Древней Греции Под редакцией В.И. Кузищина. - М., "Высшая школа", 1996.
- Зельин К. К. Основные черты эллинизма, ВДИ, 1947. № 4