Найти тему

Что такое эллинизм?

Оглавление
Монна Лиза Гагигеи
Монна Лиза Гагигеи

Эпоха Александра Македонского (356 - 323 гг. до н.э.) оставила после себя заметный след не только в истории, но и в культуре. Его великий "Восточный поход" до сих пор волнует исследователей и просто интересующихся людей. Это вызывано рядом причин: желание узнать "секрет его успеха", познать причины этого похода и так далее. Однако наибольшим интересом для многих исследователей является Эпоха Эллинизма, образовавшаяся с начала его походов на Восток в 334 г. до н.э.

Когда это было?

Как и всё в истории, эллинизм делится на свои периоды, в течение которых происходило его развитие, укрепление и распад. Если брать эллинизм в целом, то хронологические рамки, весьма объемные, будут таковы: с 334 г. до н.э. по 30 г. до н.э., то есть с начала Восточных походов Александра Македонского и до завоевания последнего эллинистического государства - Египта - Римом. У исследователей существуют и отдельные временные периоды:

  • 334 - 281 гг. до н.э. (образование империи Александра и до ее распада в результате войн диадохов)
  • 280 - середина 2 в. до н.э. (период "зрелости" эллинизма)
  • середина 2 в. до н.э. - 30 г. до н.э. (поздний эллинизм; разложение эллинистических государств и завоевание их Римом на западе и Парфией на Востоке)

Что это и где оно было?

Ответ на этот вопрос будет, в сущности, довольно короток и прост: эллинизм - это синтез Запада и Востока в сферах культуры, политики, экономики и так далее. Конечно, данный взгляд на эллинизм будет поддерживаться не всеми исследователями. Известно, что в историографии существуют различные оценки эллинизма и различные взгляды на сферы, в которых происходил данный синтез. Наиболее интересным в этом плане был спор между историками К.К. Зельиным и А.Б. Рановичем, выдвигавшими различные концепции эллинизма.

В общем и в целом, можно сказать, что в период эллинизма происходило активное взаимопроникновение культурных, политических и экономических черт в государства как Запада, так и Востока. Этот невероятный процесс охватил настолько же невероятные по своим объемам территории: от Сицилии до Южной Италии (на западе), до Северо-западной Индии (на востоке) и от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила (на юге). Весь Египет, Ближний и Средний Восток, Балканская и Великая Греция - все это и многие другие территории были подвластны Александру Македонскому и все они были подвластны влиянию друг друга.

Однако удержать столь огромные территории в одних руках было невозможно, что и привело к войнам диадохов (ближайших соратников Александра), которые поделили эти земли между собой. Произошло образование Державы Селевкидов (по имени Селевка), Птолемеев (по имени Птолемея) и другие. Каждая держава являла собой пример того, что может представлять из себя синтез культур Древнегреческой и Древневосточной.

Автор: Captain_Blood - собственная работа; The Macedonian Empire, 336-323 B.C. AND Kingdoms of the Diadochi in 301 BC and 200 BC. Historical Atlas by William R. Shepherd, 1911. Courtesy of the University of Texas Libraries, The University of Texas at Austin., CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=531504
Автор: Captain_Blood - собственная работа; The Macedonian Empire, 336-323 B.C. AND Kingdoms of the Diadochi in 301 BC and 200 BC. Historical Atlas by William R. Shepherd, 1911. Courtesy of the University of Texas Libraries, The University of Texas at Austin., CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=531504

В политику Древней Греции проникали черты Востока: обожествление правящего династа (как, например, было заведено в Державе Птолемеев), происходил упор на профессиональную армию, а не на народное ополчение, развитие и укрупнение бюрократического аппарата. Восток также заимствовал некоторые черты с Запада: развитие классического рабства, несвойственного для Востока, дарование автономии городам греческого типа (могут собирать Народное собрание, сохранять частные хозяйства и другое).

Наследие эллинизма

Культурные объекты, оставшиеся нам после данной эпохи, примеры красоты взаимопроникновения культур, совершенно различных по своей сути. Казалось бы, смешение черт Запада и Востока совершенно невозможно, однако, как это показала история, все оказалось абсолютно наоборот. Нужно отметить, что культура Греции проникала на Восток благодаря греко-македонской местной знати, переселявшейся туда, а также благодаря обычным переселенцам из Греции. Местная же знать стремилась к тому, чтобы приобщиться к наследию античной культуры, столь возвышенной и развитой. Нужно отметить, что и в дальнейшем, уже в эпоху господства Рима, античная культура будет играть большую роль в среде знати. Греческий язык будут учить наряду с латинским, будет осваиваться философия греческих мыслителей, а классические греческие произведения античных авторов - перерабатываться на римский манер в эпоху Республики.

Особое значение в сфере культуры, как и прежде, занимает философия, которая получила в период эллинизма активное распространение и развитие. Именно в этот период появляется такое течение как стоицизм, то есть философия стоиков. Основной их идеей являлось всеобщее равенство, провиденциализм. Стоики верили в то, что над всем господствует Разум (бог или Судьба). Для стоиков характерна вера в то, что всё, что ни происходит, происходит на благо. Помимо стоицизма, появились течения эпикурейцев и киников. Первые верили в то, что лучшее для человека - нахождение в уединении, а вторые - в то, что жить надо тем, что имеешь (то есть питаться тем, что найдешь и жить там, где придется). Особенностью философии киников являлся протест против общества, которое стремилось к богатству, к повышению "по карьерной лестнице".

Обращаясь к культуре, мы не можем проигнорировать сферу скульптуры в эпоху эллинизма. Именно данный период подарил нам работы, которые представляли собой обращение ко внутреннему миру человека, обращение к красоте и трагизму в ней. Одними из наиболее выдающихся скульптур того времени являются Ника Самофракийская и Афродита Милосская. В них и запечатлены настроения современников - трагизм, перемены, стремление к новому началу и тихое восхищение чем-то простым.

Научные достижения эллинизма тесно связаны с государством. Именно оно являлось основным "заказчиком" и спонсором открытий тех лет. Во времена войн государство требовало все больше прикладных открытий, больше практики, которая помогла в создании новейшего вооружения. Так, особенное развитие получили точные науки - математика, геометрия и физика. Особенно здесь отличился Архимед, вычисливший число Пи, изобретший планетарий и создавший винт для откачки воды из шахт. Предвосхитил открытия математиков Нового времени Аполлоний из Перги, разработавший теорию конических сечений.

Знаменитые теории о гелио- и геоцентрическом строениях мироздания разработали Аристарх Самосский и Гиппарх соответственно.

Значительные изменения перенесла и сфера литературы, сопряженная с ней сфера религии. Классическая система древнегреческих божеств пополнилась новыми, древневосточными божествами: например, Исида, сочетавшая в себе черты и Геры, и Афродиты, и Деметры. Способствовало изменениям в данной сфере и общая политическая ситуация нестабильности - теперь могли быть обожествлены такие вещи как Удачи, Здоровье, Счастье и тому подобное. Стоит также отметить, что именно в этом время начинается разрастание монотеистических идей, поиск новых религиозных форм.

Таким образом, период эллинизма подарил нам необъятное количество культурных достижений в самых разных сферах - в философии, скульптуре, науке и во многих других областях культуры. Об эллинизме можно говорить по-разному и давать различные оценки его наследию. Однако остаётся неизменным то, что этот период имел не меньшее значение на мировую историю и культуру, чем все предыдущие в Античное время.

-------

Литература:

  • История Древней Греции Под редакцией В.И. Кузищина. - М., "Высшая школа", 1996.
  • Зельин К. К. Основные черты эллинизма, ВДИ, 1947. № 4