Найти тему

Трэш-шоу, которые провалились: "Звезды под гипнозом"

Шоу «Звезды под гипнозом», которое авторы гордо прозвали «научно-комедийным», просуществовало на Первом канале чуть более полугода и даже толком не успело войти в историю. Хотя «вляпаться», как говорится, - успело вполне: его сразу не приняли зрители, раскритиковали психиатры и обозреватели, высмеяли видеоблогеры. Уверения организаторов, что все происходящее на сцене — чистая правда, и что это совершенно эксклюзивный формат, увы, не помогли спасти репутацию.

Мифом №1 была «эксклюзивность», так как формат придумали за рубежом, а в заимствовании Украина успела нас опередить. А миф №2 — это, конечно, та самая «научная составляющая», которую в нашей версии представлял почетный гипнолог, чародей и «парапсихолог» Иса Багиров, модная в то время личность в Интернете. На его фоне куда честнее выглядел конферансье Максим Галкин, который просто болтал и шутил по роду своей профессии.

В программе успели засветиться и хорошие артисты более старшего поколения - Алла Духова, Ивар Калныньш, Лариса Рубальская, Евгений Воскресенский, Семен Стругачев, - и

молодые селебрити разных направлений, включая очень известных, но непонятно в какой сфере (вроде Прохора Шаляпина и Елены Кулецкой). Им, конечно, это принесло определенные дивиденды, но если вынести это за скобки, остается вопрос: зачем и для кого это снималось?

Реклама, насколько помнится, обещала зрителю смех, радость и беззлобные, безопасные розыгрыши. Ну что же, на это были натужные претензии, когда взрослых солидных людей заставляли изображать Кинг-Конга, впадать в детство, верить, что они висят над пропастью или потеряли свой нос, с серьезным видом судить медведя, разрушившего теремок, или входить в астральный контакт с президентом. Отдаленно это напоминало старую программу «Розыгрыш» с Валдисом Пельшем и Татьяной Арно, только там был упор на псевдо-реалити, а в «Звездах под гипнозом» ставку сделали на сценический формат, гротеск, нечто среднее между цирком, бурлеском и кабаре. В принципе, потенциал у идеи с такой компиляцией мог быть даже очень неплохим, только его благополучно «слили» еще на старте.

А отсылки к «науке» и даже «мистике», которая тоже была заявлена в рекламе шоу, вообще выглядели издевательством над здравым смыслом. Наука должна просвещать, а мистика — пугать, пробивать на эмоции и стимулировать к познанию. Что из предложенного «звездами под гипнозом» могло работать в этом направлении?

И ладно если бы постановочность программы, в которой никто не сомневался, была яркой, интересной и креативной, но участники, многие из которых были профессиональными актерами, даже не пытались хорошо играть. Никакой энергетики, самоиронии, экспромта, которые могли бы сделать просмотр легким и приятным, пусть и бесполезным. Непритязательные развлечения, даже глуповатые, имеют свою функцию: снимать напряжение в мире на сумасшедшей скорости и среди угрюмых лиц. А здесь была еще и прекрасная возможность посмеяться над мракобесием, в которое, к сожалению, верит значительная часть нашего общества. «Парапсихолог» Багиров тут по большому счету вообще был бы не нужен, а вот у Галкина имелся бы простор для творчества. Но авторы проекта отделались малой кровью, и привлечение достойных артистов не помогло.

По идее, «Звезды под гипнозом» делались из того же теста, что и прочие экспериментальные шоу на льду, на арене, в грязевом бассейне («Жестокие игры») или в Темной-Темной Комнате (одноименная программа с Игорем Жижикиным). Но протянул этот проект еще меньше, чем все они, потому что зритель вовсе не так непритязателен, как считает руководство Первого канала. Хотя еще неизвестно, что страшнее: когда в прайм-тайм тебе предлагают смотреть на липового гипнотизера и его кривляющихся «клиентов», или когда федеральные новости уже гипнотизируют тебя.

Кадр из шоу. Источник Яндекс.Картинки
Кадр из шоу. Источник Яндекс.Картинки