Найти тему
VIKENT.RU

Творческие силы и русская интеллигенция по Г.Г. Шпету

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Теория элит

1. Густав Густавович Шпет — русский философ, культуролог, переводчик (знал 17 языков)
1. Густав Густавович Шпет — русский философ, культуролог, переводчик (знал 17 языков)

«Пробуждение нации к творчеству есть её второе, духовное рождение - Возрождение. В новоевропейской истории творческой силою была аристократия, создавшая Ренессанс Европы. Она сменила духовенство, консервативно руководившее просвещением средневековья, и стала, по порядку, второю интеллигенцией в истории западноевропейской культуры. «Просвещение», подменившее фальшивым классицизмом возрождение в науках и искусствах античного предания, кощунствовало над своим духовным делом, а аристократию возвело на эшафот, прежде чем само погибло, раздавленное солдатским сапогом. Подражательное по существу Просвещение было вместе с тем нигилистическим и разрушительным.

Второе возрождение покончило с нигилизмом третьей смены интеллигенции, а вызвавшая это возрождение национально-сознательная интеллигенция показала, что Европа - не отвлечённое понятие, нивелирующее различия народов, а конкретно-коллективное целое, где каждый народ выполняет своё особое дело. Сознательное выполнение своего дела создало из XIX века самый полный, самый блестящий, самый интересный, самый захватывающий и всеохватывающий век новой европейской истории.

История объясняет, почему ни в московской, ни в петровской России не стало творческой аристократии, почему Россия вообще прошла свой культурный путь без творчества.

Может быть, философия истории и философия русской культуры и здесь найдут первую причину в отказе от античного наследства или в неумении принять его. Ясно одно: что Россия становилась европейскою с помощью правительства и немецких чиновников, переносивших сюда чужие порядки и потому просвещавших Россию, но не творивших в ней и от её лица.

Правительство существенно лишено творчества и существенно утилитарно. Правительственная и бюрократическая интеллигенция присвоила себе в России прерогативы интеллигенции аристократической. Отсюда специфические особенности истории русской культуры.

2. Image by David Mark from Pixabay
2. Image by David Mark from Pixabay

Правительство существенно консервативно, оно репрезентирует народный инстинкт самосохранения и потому не может быть творческим. Против правительственной интеллигенции поднялась нигилистическая. Но всякий нигилизм происходит от слова nihil. И вот, везде в истории - борьба между культурою, потому что культура существенно свободна, и государством, потому что оно по существу консервативно, связано и связующе. У нас эта борьба выливается в парадоксальную форму препирательства между невежественным государством в лице правительства и свободною культурою невежества в лице оппозиционной интеллигенции. И многое в культурной истории России объясняется замещением аристократии бюрократией и оппозицией к последней со стороны нигилизма.

Когда Пушкин в критический момент банкротства правительственной интеллигенции заговорил о творческой аристократии, когда в нашу образованность впервые просочились идеи философии без назидательности, науки без расчета, искусства без «пользы народной» и когда на спонтанное развитие русской народности были брошены первые лучи рефлексии, все это сверкнуло вспышкой молнии. А когда ослепленный глаз вновь стал различать во тьме предметные, исторические контуры, можно было увидеть, что правительственной интеллигенции наследовала нигилистическая с быстротою, вызывающею недоумение и подчас даже ужас. «Славянофилам» оставалось только мечтать об интеллигенции творческой, а Россию просвещала по-новому новая, нигилистическая интеллигенция, оппозиционная правительственной, но столь же порабощённая утилитаризмом, хотя и с прямо противоположным пониманием пользы и службы людям.

Сто лет тому назад начала складываться наша новая интеллигенция, наша интеллигенция par excellence, оппозиционная, и потому партийная: либеральная и социалистическая. Русским сознанием девятнадцатого века она усвоена как «просто» интеллигенция, не противопоставляемая другим видам и типам интеллигенции, как интеллигенция absolute. В том она, однако, не отличалась от двух первых форм русской интеллигенции, что и она вошла с сознанием просветительной - не творческой - миссии, с приёмами охранения себя от инакомыслия, т.е. с желанием не образовать, а воспитать, вошла со средствами предупреждения и пресечения ереси и крамолы, с пониманием науки и философии, долженствующих по-прежнему служить людям. Последнее определилось как-то сразу и без особенного разнообразия в толковании. Всё то в науке и философии, что могло служить делу революции, - как казалось журналистам, - было признано полезным, просветительным, заслуживающим поддержки. Всё не ведущее прямо к этой цели, но не идущее против, было безразлично по своей ценности. Но то, что казалось опасным делу революции, то подвергалось опале и общественному запрещению. Никого не смущало, что не очень-то образованная наша оппозиционная интеллигенция из своей же среды выбирала судей для приговора по делу о просветительной ценности научных и философских теорий.

3. Image by Barbara Jackson from Pixabay
3. Image by Barbara Jackson from Pixabay

Не весьма, кажется, она сожалела, что её собственное философское сознание расплывалось в клубах то политически-сентиментального романтизма, то кроваво-скучного утопизма. Общая формула утилитарности стала лозунгом дня - утилитарность в искусстве, литературе, науке, философии - «ненасытная утилитарность», как выразился умный и европейски образованный деятель той эпохи (Н.И. Пирогов). Арбитры утилитарности заседали в журнальных редакциях, откуда неслись по России, в свисте и улюлюкании, их интеллигентские приговоры. Кто они были по своему происхождению, выдал Н.К. Михайловский: «Немножко дворянства, немножко поповства, немножко вольнодумства, немножко холопства». Характеристика их образования ещё короче: немножко семинарии, немножко «самообразования». Полузнанием кичились, невежество плохо умели скрыть. Базаровы кружили головы не только тургеневским провинциальным мечтательницам. Нигилизм возводился в моральное достоинство.

«Хорошие» люди хотели командовать умными. И вот в русском самосознании переплелись Гоголь и Белинский. Толстой и Ткачёв, Розанов и Чернышевский, Писарев и наши дни, когда в штукатурку старого московского университета влеплена в кудряшках эпиграмма: «Дело науки - служить людям».

Что же нам философия и что мы философии?.. Новая интеллигенция двинулась правительственным руководительством непредусмотренным курсом «просвещения масс» - через журналистику. Журнальные номады и стали решать этот вопрос. Как? Об этом говорит, напр., судьба и репутация Юркевича - единственного в России, кто оказался достаточно философски подготовленным, чтобы занять без предварительной «заграничной командировки» университетскую кафедру, когда философии вновь разрешили появиться в университете. «Просветители» - на этой характеристике Чернышевского Плеханов настаивал совершенно основательно - получали иногда назидание (как в случае с Пироговым), но не выпускали из рук просветительной команды. Их морально-политическая цензура была настолько строже правительственной, насколько неписанный закон обязательнее писанного и насколько убежденный доброволец злее наемного бандита».

Шпет Г.Г., Очерк развития русской философии, в Сб.: Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г., Очерки истории русской философии, Свердловск, «Урал», 1991 г., с. 251-254.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

  1. Уже можно задавать следующую порцию вопросов по более чем 400 направлениям креативной / творческой деятельности: https://vikent.ru/map_000/
    на вечер воскресенья –
    25 июЛя 2021 в 19:59 по московскому времени: https://vikent.ru/w0/
  2. Плейлист VIKENT.RU из 111-ти видео:

Конференции «Стратегии творчества»

Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом

Изображения в статье

  1. Густав Густавович Шпет — русский философ, культуролог, переводчик (знал 17 языков) / Public Domain
  2. Image by David Mark from Pixabay
  3. Image by Barbara Jackson from Pixabay