Найти тему
VIKENT.RU

Поведение при катастрофе «Титаника» бедных и богатых

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Теория элит

1. RMS Titanic at Belfast, 1912
1. RMS Titanic at Belfast, 1912

«… приведём пример, который может оказаться полезным для объяснения того, насколько изменились наши представления об американской элите.

Среди множества отклонений фильма «Титаник» от подлинной истории одно особенно важно. В кино, когда корабль тонет, пассажиры первого класса пытаются забраться в спасательные шлюпки, число которых ограничено (на пароходе было примерно 2200 пассажиров – Прим. И.Л. Викентьева). Только решительность закалённых моряков, которые с оружием в руках отгоняют плутократов, цепляющихся за борта лодок, позволяет попасть туда женщинам и детям.

По рассказам выживших в той катастрофе, на самом деле представители высших классов практически без исключений соблюдали правило «сначала женщины и дети».

Об этом неопровержимо свидетельствует статистика. В первом классе были спасены все дети и почти все из 144 женщин (за исключением пяти из них, причем трое сами предпочли умереть вместе со своими мужьями), а 70 процентов мужчин погибли. Во втором классе, которым также путешествовали хорошо обеспеченные представители различных профессий, были спасены 80 процентов женщин, а 90 процентов мужчин утонули.

На «Титанике» мужчины из списка пассажиров первого класса фактически составляли тогдашний список «Форбс-400». Как рассказывают, Джон Джейкоб Астор - по всеобщему мнению, самый богатый человек Америки на тот момент времени - пробился к шлюпке, но отказался занять в ней место, а только посадил туда свою жену, помахав ей рукой на прощание. Бенджамин Гугенхайм также отказался от места в лодке, уступив своё место одной из женщин. Он лишь попросил, чтобы она передала сообщение ему домой: «Скажите моей жене, что я играл по правилам до конца. Ни одна женщина не окажется оставленной на борту этого корабля из-за того, что Бен Гугенхайм оказался трусом».

Иными словами, некоторые из самых влиятельных в мире людей твёрдо придерживались неписаного кодекса чести - хотя это сулило им верную смерть.

У кинематографистов было веское основание исказить историю: сегодня в неё никто не поверил бы. Мы освободили высшие классы от всякого чувства ответственности, и они с удовольствием пошли нам в этом навстречу. В современном представлении они - такие же обычные люди, как и мы. Мы ведём себя так, как будто общество настолько демократично и динамично, что у него фактические отсутствует управляющая элита. Однако она есть.

Богатые и влиятельные люди будут существовать всегда. Мы можем только требовать от них признания того, что их привилегиям сопутствуют обязанности. Социальные условности, профессиональные ассоциации, нравственные суждения, подготовительные школы, кодекс джентльмена - всё это было попытками цивилизовать сильных мира сего. В прошлом американское общество ожидало от этих людей, что они будут достойно вести себя и каким-то образом участвовать в публичной жизни страны.

Недалеко от парка «Восточный Потомак» в Вашингтоне стоит запоминающийся памятник - статуя мужчины с распростёртыми, как у Христа, руками и надписью на пьедестале: «Храбрым мужчинам с "Титаника" отдавшим свои жизни за то, чтобы могли быть спасены женщины и дети». Памятник был возведён на добровольные пожертвования 25 тысяч женщин всей Америки».

Фарид Закария, Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами, М., «Ладомир», с. 262-263.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

  1. Уже можно задавать следующую порцию вопросов по более чем 400 направлениям креативной / творческой деятельности: https://vikent.ru/map_000/
    на вечер воскресенья –
    25 июЛя 2021 в 19:59 по московскому времени: https://vikent.ru/w0/
  2. Плейлист VIKENT.RU из 10-ти видео:

КОЛЛЕКТИВЫ ТВОРЧЕСКИЕ / КРЕАТИВНЫЕ

Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом

Изображения в статье

  1. RMS Titanic at Belfast, 1912 / Public Domain