Бывают изобретения, о которых жалеют сами изобретатели. Джозеф Глидден, например, придумал колючую проволоку, чтобы облегчить жизнь пастухам, но то, во что ее превратили, вряд ли его радовало. Так же и Роберт Пропст, увидев, как распорядились его изобретением, назвал его «монотонным безумием». А придумал он кубиклы. Но, обо всем по порядку.
Двадцатый век – век развития промышленности. Бурно развивались новые производства, модернизировались старые. Строились и крошечные фабрики и огромные комбинаты. К тому же развивались банки, другие учреждения. Все это требовало огромного количества клерков, людей, выполняющих бумажную работу. Им нужно было организовать рабочие места, контролировать их и обеспечить быстрое хождение бумаг.
Решением стал огромный зал, придуманный Фредериком Тейлором, с рядами столов, за каждым из которых работал клерк. Кабинеты начальства находились, как правило, на этаж выше, чтобы руководство легко могло бы наблюдать за всем залом. Что-то похожее можно увидеть в нашем фильме «Служебный роман».
Но такая система имела массу недостатков. Постоянный надзор, как со стороны начальства, так и от коллег, вызывал чувство скованности, появлялось впечатление казарменности.
Немцы предложили совершенно иной подход к офисной работе. Столы ставились группами, без какой-то монотонной системы. Некоторые группы были больше, некоторые меньше, в зависимости от размера отдела. Руководители сидели вместе с подчиненными, что было вполне демократично. Дело доходило до кадок с пальмами и горшочков с цветами.
Вот тут-то и появился Роберт Пропст, архитектор и инженер. В 1963 году он предложил систему «открытый офис», более известную под названием «кубиклы». Это было объединение двух систем, взявшее хорошие черты от каждой. Столы ставились вплотную друг к другу, но отделялись друг от друга небольшими перегородками. У сотрудников появилось свое пространство, элемент приватности, но в то же время осталась возможность легко общаться с коллегами по рабочим вопросам. Кроме того, при такой расстановке столов еще и экономилась площадь.
Но, начав с хорошего, кубиклы повернули офисную жизнь вспять. Задумывались они как гарант элемента свободы, а превратили офисы в ферму кубиклов. Что и заставило самого автора идеи обозвать их – монотонным безумием.
В последнее время, с развитием интернета, количество офисных работников резко пошло на спад, и рабочие места оставшихся изменились. Сейчас во главе угла стоит удобство работника и клиента, а компьютер можно поставить где угодно.
Благодарю за то, что читаете наш канал! Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо!