Используя свой нетбук в качестве импровизированной студии, аргентинский подросток Матео стал звездой , которую сегодня миллионы знают как Trueno, одной из самых быстрых восходящих звезд латиноамериканского рэпа.
В подростковом возрасте мальчик начал свою музыкальную карьеру, записывая тексты на нетбук, полученный от государства, для виртуальных прослушиваний. В 2014 году Red Bull выбрал его для участия в фестивале, и у парня начался стремительный карьерный рост. Семь лет спустя у него 6 миллионов подписчиков, а одно из его видео набрало более 48 миллионов просмотров менее чем за шесть месяцев. Министерство культуры Аргентины даже называет его культурным символом страны. Которому всего 19.
В середине 2010-х годов десятки детей обнаружили, что, получив самые обычные устройства от Правительства, они внезапно смогли использовать всю мощь Интернета, музыки и свои собственные навыки фристайла. Современные звезды, такие как Neo Pistea (Себастьян Чинеллато) и L-Gante (Элиан Валенсуэла), также должны были благодарить страну за свои нетбуки как ключ к двери из маргинализации в латиноамериканскую славу.
Программа Conectar Igualdad был запущена в 2010 году. Идея была проста: с помощью государственных школ в качестве посредников государство даст в руки каждому ученику начальной и средней школы нетбук. Таким образом, каждый студент с низким доходом в Аргентине имел доступ к технологиям, когда компьютеры становились необходимыми рабочими инструментами.
Технологии в Аргентине всегда были особенно недоступны из-за традиционно протекционистской политики страны - часто с эффектом повышения цен и снижения качества продукции. Предварительное условие правительства для свободного распространения нетбуков состояло в том, что они должны были быть сделаны в Аргентине. Так, для производства оборудования была нанята местная компания Boris Garfunkel e Hijos (BGH), основанная в Аргентине. Генеральный менеджер компании Educ.ar, которая отвечала за реализацию этой программы, заявил о том, что в основном это были первые устройства, которые достигли домов людей, так что это подразумевало подключение к интернету всей семьи, а не только студента.
Более четырех миллионов студентов получили компьютер в период с 2011 по 2015 год. Это были именно те годы, когда выросло подающее надежды поколение рэперов и фристайлеров.
"Трудно прийти из места, где мало возможностей, или возможности состоят в том, чтобы быть вовлеченным в какое-то дерьмо: многие из моих младших одноклассников сейчас в бегах или за решеткой. Мы родом из района, полного маргиналов. Но есть также много семей, много иммигрантской культуры, много искусства. И музыка была огромным инструментом для избежания этой среды” Труэно
В случае с Conectar Igualdad инструменты поступали в небольших упаковках: размером в 10 дюймов, с процессором 1,66 ГГц, 300-килограммовой камерой, от одного до двух ГБ оперативной памяти, нетбук не обладал большой технологической мощью. Но для большинства детей это означало, что им не нужно было спрашивать разрешения на использование компьютера.
Эти выпущенные правительством нетбуки действительно представляли своим молодым владельцам некоторые значительные технологические препятствия, которые нужно было преодолеть. У устройств была плохая производительность, мало памяти. Для некоторых популярных исполнителей из больших семей время на создание треков ограничивалось 30 минутами в день, поскольку доступ нужен был всем детям.
Нетбуки также были снабжены особым встроенным программным обеспечением. Поскольку каждый нетбук был связан с определенной школьной сетью, как только устройство выходило из зоны действия сети, оно автоматически блокировалось. По словам подростков, школьный администратор может заблокировать нетбуки на определенный период времени, например, каждые 20 дней или после включения 2000 раз. Это означало, что, помимо необходимости особого творчества для создания музыки, каждому студенту также придется время от времени “взламывать” свой компьютер.
Несмотря на проблемы с базовым оборудованием и навязчивым программным обеспечением, детям был предоставлен доступ к инструменту, который раньше был почти недосягаем — Интернету. Труено использовал свое плохое подключение к Интернету, чтобы отправлять видео для фристайла и виртуальных прослушиваний. Возможно, его видео было размытым, а загрузка треков в Интернет занимала несколько часов, но судьи Red Bull, похоже, не возражали. Как только его приняли на региональный турнир "Ред Булл Буэнос-Айрес 2014", оглядываться назад было некуда.
Несмотря на свой успех, программа Conectar Igualdad начала сворачиваться к 2015 году. В последующие годы Аргентине предстояла историческая девальвация валюты, которая сильнее всего ударила по уязвимым семьям. Тем не менее, к тому моменту то, что начал Conectar, было уже невозможно остановить, и именно в те годы на сцену вышли охотники за нетбуками. Начиная с 2017 года, революция ловушек и хип-хоп-культура распространились по всей Аргентине. Neo Pistea, Trueno, L-Gante и им подобные стали символами совершенно нового культурного выражения — того, которое внезапно оказалось под угрозой экономического и политического кризиса.
Программа Conectar Igualdad должна была закончиться в 2018 году, но в следующем году к власти пришло новое правительство. С тех пор программа нетбуков пережила второе рождение как часть более крупного проекта. По номинальной стоимости программа, кажется, предназначена для достижения тех же целей, что и в 2010-х годах, но теперь влияние исполнителей на цели программы было поставлено во главу угла. “Мы хотим побудить студентов стать тем, кем они хотят, используя этот компьютер: ютубером, разработчиком или художником”, - говорят руководители проекта.
По мере того как над страной нависает новый кризис, вызванный Covid-19, многие аргентинские молодые люди вновь сталкиваются с трудным выбором относительно того, могут ли они позволить себе следовать своим художественным мечтам. Труэно, который дебютирует в сентябре в самом большом театре Буэнос-Айреса, отошел от своего старого нетбука.
"Я открываю для себя, что значит быть настоящим музыкантом. Сейчас я получаю доступ к новым технологиям и пытаюсь изучить лучшие техники для моих ритмов и моего искусства. Я думаю, что компьютер для любого, у кого нет достаточных ресурсов, является ключевым инструментом для расширения возможностей учебы, работы, искусства, чего угодно."