Найти тему
Таня Паркер

Московские школы

Подруги и приятельницы, у кого в доме есть школьники, начинают расслабляться от того, что на дворе каникулы и в тоже время не знают, как оттянуть грядущую через месяц подготовку к школе. Я не могу сказать, что, мол, их понимаю или сочувствую, то до сё, по той простой причине, что банально не помню, как это: иметь школьника в доме. Мой сын институт закончил много лет назад, а школу и подавно.

Но тот факт, что каждый вечер мне нужно не отдыхать от дел насущных и заниматься чем-то приятным и релаксирующим, а нервно заставлять кого-то что-то учить, проверять, вникать в давно забытые науки ввергают меня в ступор. А ещё домашние дела никто не отменял. Я бы в своём возрасте уже этого не смогла, не выдержала бы. Либо при наличии денежных средств наняла бы специально обученного для этого человека.

А переходный возраст! Знаю много семей, где отношения родителей и детей ломались именно в этот момент и не восстанавливались больше никогда. Уроки ещё как-то с ними можно пережить, но пубертатный период - это война и немцы на несколько лет. Там вообще не до сна, как на пороховой бочке, рвануть может каждую минуту..

Так случилось, что мой сын начинал учиться в одной из пензенских школ, а заканчивал среднее образование уже в столице. Дальше будет о том, чем они отличаются. Нет, чем похожи, об этом не будет. Потому что они вообще непохожи. Конечно, московские материально более обеспечены, ещё тогда, 15 лет назад, у каждого учителя был на столе ноутбук; до зубов вооружённая охрана, видео камеры были всюду; никаких поборов, наоборот, директор на каждом собрании спрашивала родителей:

-- Что ещё купить для детей?

Попав впервые в московскую школу на сентябрьскую линейку, я долго силилась сообразить: по какому принципу на ней стоят дети? Где наш класс? Куда нам встать? Все как-то кучками со своими родителями. А потом поняла: они просто стоят! Не по линии, как, например. в пензенских, а просто! Мне это тогда уже очень понравилось. Считаю неприемлемой тюремную дисциплину в школах.

Дальше - больше. Как-то я позвонила сыну, когда он был в школе и он снял трубку и начал, как ни в чём ни бывало, разговаривать. Помня, как в пензенской школе у них отбирали сотовые и жёстко карали за это, спросила:

-- Наверное, сейчас перемена, если ты так свободно разговариваешь?

-- Нет, сейчас идёт урок..

Я плавно выпала в осадок.. Оказалось, что там и учителя снимают трубки на уроках, и ученики, но в пределах разумного, конечно. Что ещё запомнилось? Парты стоят не в три ряда, а "ёлочкой". С моей точки зрения намного удобней. Но самое главное не это. Самое главное - отношение к детям.

В московской школе я никогда не боялась ходить на родительские собрания, в отличие от пензенской, где на ребёнка запросто могли навешать ярлыков и штампов, которые потом обязательно негативно отразятся на его судьбе. В Пензе:

-- Ваш сын такой-сякой, лодырь, бездарь, лентяй, не учит, пропускает, педсовет, отчислим (нужное - подчеркнуть)..

В Москве:

-- В принципе, неплохо, но у него есть проблемы. Он не сдал таблицу по истории, не был готов к уроку по физике. Ну, и русский.. Сами понимаете, нужно подтянуть. Проконтролируйте его, пожалуйста, первое время. А так всё неплохо, он у вас очень контактный, со всеми уже подружился. Ну, что ж, пока на этом остановимся. Будем с вами на связи.

Почувствовали разницу? Здесь главный ученик, а не учитель. В столичных школах с уважением относятся к каждому ученику, а ведь классы здесь многонациональны. И в конце родительского собрания классный руководитель всегда неизменно говорил:

-- У меня все дети в классе хорошие, плохих нет!