Житель Санкт-Петербурга Иван хотел сделать своей девушке приятное в преддверие 8 марта и заказать фотоаппарат, о котором она давно мечтала. Так как он был студентом, и денег у него было немного, он решил купить с рук. В итоге, промониторив десятки сайтов, наткнулся на объявление «Продам фотоаппарат Canon 650D в отличном техническом и внешнем состоянии без деффектов. Продаю т.к остался от бывшего мужа лежит без дела самой не нужен есть другой аппарат!».
Дозвонившись до женщины договорился о покупке, но так как она живет в соседнем городе, было решено отправить фотоаппарат по почте. В итоге посылку отправляли через DPD, на этом настоял продавец, ссылаясь на удобство.
Спустя время, придя за посылкой в офис DPD, я узнаю, что ее уже забрали, а женщина не выходит на связь. Не зная, как поступить дальше, решил обратиться в полицию, где мне объяснили, что я связался с мошенницей и посылку получили ее сообщники. Заявление о мошенничестве приняли, но предупредили, что шанс найти мошенника близок к нулю. А девушка, узнав об этой истории, меня бросила, заявив, что не хочет встречаться с таким лопухом, как я.
Здравствуйте. Давайте разберём данную историю более подробно. На первый взгляд данная ситуация выглядит несколько абсурдно, как посылку, отправленную транспортной компанией может получить другой человек? На самом деле это вполне реально, если знать некоторые технические особенности работы сервисов компании DPD. Для получения посылки клиенту требуется выполнить следующие действия.
1. Прийти в пункт выдачи, постомат, или договориться с курьером о встрече в удобном для клиента месте.
2. Назвать сотруднику пункта выдачи, или курьеру код, который был получен из письма, или sms сообщения, подтверждающего доставку и получить посылку. С постоматом будет немножко сложнее. Необходимо будет просто указать код открытия ячейки, который придёт в sms сообщении, подтверждающем доставку посылки. Или в некоторых случаях запросить код повторно, но для этого необходимо указать номер заказа.
Как мы видим, технически получить заказ может другой человек. И мошенники могут этим воспользоваться. Мошенники могут действовать по следующей схеме.
1. Получают все необходимые данные клиента для отправки посылки, такие как.
a. Город отправления.
b. Адрес отделения выдачи посылок в городе клиента, из которого ему будет удобно забрать заказ.
c. Телефон клиента и его адрес электронной почты.
d. Могут спросить Фамилию Имя Отчество клиента и серию и номер паспорта.
e. На первый взгляд всё в порядке, но далее будет некоторая особенность.
2. Отправитель отправляет посылку, но вместо номера телефона клиента и адреса электронной почты клиента – указывает номер телефона и адрес электронной почты своего сообщника, но при этом указывает фамилию имя и отчество клиента.
3. Далее получает трек номер для отслеживания посылки. После этого фотографирует его таким образом, чтобы номер отправления и ФИО клиента было видно, а телефон и электронная почта нет и отправляет клиенту на телефон. При этом говорит реальные сроки доставки с задержкой на один, или два дня. И вроде бы как полностью выполняет свои обязательства.
4. Далее мошенник помощник, получив уведомление о доставке посылки, идёт в пункт выдачи и называет код подтверждения, который он получил в письме или посредством SMS сообщения и после недолгого разговора сотрудник пункта выдачи отдаёт ему посылку.
5. Мошенник сообщник сообщает о том, что он получил посылку, и мошенник отправитель добавляет номер телефона клиента в чёрный список, чтобы исключить возможность общения с ним.
6. Когда подходит назначенное время, реальный клиент является в пункт выдачи, чтобы получить посылку. Говорит оператору номер трека и предоставляет свой паспорт, но не получает посылку, так как её получил другой человек.
При этом продавцу не обязательно указывать номер телефона или электронную почту мошенника помощника – он может указать свой номер телефона и свою электронную почту, и сказать клиенту, что переживает о том, дойдёт ли посылка и хочет всё контролировать. У клиента, такая «забота» продавца вряд ли вызовет подозрение. При этом, схема обмана будет отличаться от описанной, только тем, что мошенник отправит код подтверждения своему сообщнику другим образом.
Кроме этого существует более технологичный способ кражи кода подтверждения из сообщения электронной почты – для этого требуется получить доступ к ней из вне. Для этого необходимо получить пароль клиента. Это можно сделать, спросив его у клиента, или подобрав пароль специальной программой, или использовать дополнительные механизмы связанные с особенностью работы почтовых сервисов, о которых я могу рассказать, если вы попросите меня об этом в своих комментариях.
Или просто уговорить клиента поставить приложение для удалённого управления компьютером на свой компьютер или телефон, пообещав дополнительные услуги, например, проверку вирусов или оптимизацию работы устройства в подарок и получить код подтверждения таким образом. Более подробно о процессе удалённого управления устройствами могу рассказать в одной из своих следующих статей, если вы попросите меня об этом.
В разборе была подробно описана схема совершения преступления, но давайте разберём признаки мошенничества, которые клиент мог бы заметить, если бы этого хотел.
1. Клиент должен был получать уведомления о том, что посылка принята в отделении, в котором бы указывался номер посылки и срок её доставки.
2. Но в данной истории герой и так получил его, но тут должна быть одна особенность. Не отправитель должен был отправить фотографию накладной, а сама компания DPD должна была направить вам sms сообщение, или уведомление в любой из мессенджеров, который привязан к вашему номеру телефона, который вы указали при отправке. Наиболее часто DPD использует Viber.
3. После того как посылка была доставлена в отделение DPD должна была прислать вам уведомление.
Если вы не получаете уведомлений – значит либо ваши данные были указаны не верно, либо отправку посылки организовал мошенник. Данный факт должен был вызвать у вас подозрение.
Что же делать, чтобы не попасть в подобные ситуации.
1. Использовать встроенные средства доставки, которые есть в любом сервисе объявлений, такие как Avito и Юла, кстати некоторые сервисы объявлений как раз могут работать с DPD. В данном случае вы просто ничем не рискуете. Но продавцы, а тем более мошенники не поёдут на это, так как это не очень выгодно для них, так как в случае, если вас, что-то не устроит вы сможете отказаться от покупки. Так как в этом случае, если мошенник отправил не тот товар, то вы его не купите, а если его отправили транспортной компанией – вы будете обязаны взять его и предъявить претензии будет сложно и скорее всего товар придётся забрать и купить.
2. В случае, если вы решились на отправку транспортной компанией и не получили уведомлений о том, что посылка отправлена – звоните в компанию DPD, описывайте ситуацию и требуйте получения посылки в отделении связи только при предъявлении вашего паспорта и лично вам. Но это будет возможно только в том случае, если ваш номер паспорта указан в накладной. И просите изменить данные о номере телефона и адресе электронной почты, указанных в объявлении. Для этого, возможно, вам придётся прийти в пункт выдачи и написать заявление об изменении данных в бумажной форме. Согласитесь – это гораздо сложнее, чем просто оформить доставку через сайт подачи объявлений.
3. В случае, если вы нашли ошибки в накладной и в ней указан не ваш номер паспорта не ваш номер телефона и не ваш адрес электронной почты. Идите и пишите заявление в полицию. Пока посылка доставляется – будет шанс задержать злоумышленника и в некоторых случаях вернуть вам деньги по решению суда. Но, возможно, это будет длительный процесс.
4. Если посылка уже была доставлена, то тоже можете написать заявление в полицию. Шанс найти мошенника есть, но доказать его преступную деятельность будет сложно, как правило успешно завершаются очень небольшая часть подобных дел, но вам может повезти. Поэтому сделайте это.
5. Решить проблему могла бы возможность отправки посылок транспортными компаниями и оплата их стоимости наложым платежом, но к сожалению по законам РФ, данная возможность доступна только для юридических лиц, что оставляет лазейку для мошенников. Для физических лиц остаётся только безопасная доставка через сервисы подачи объявлений – других относительно безрисковых способов получения посылок пока нет.
Если в вашей жизни были подобные случаи, напишите их в комментариях и давайте разберём их.