Найти тему

27 Июня - Мухтар Ауэзов

Мухтар Ауэзов, фото из сети
Мухтар Ауэзов, фото из сети

Мухтар Ауэзов – советский казахский писатель. Родился в 1897 году в Российской империи, Семипалатинской области, ныне Казахстан, Восточно-Казахстанская область.

Лауреат самых почетных премий: Ленинской и Сталинской.

27 Июня 1961 года скончался в Москве во время операции.

Известен романом «Путь Абая» о жизни великого казахского просветителя Абая Кунанбаева.

Другой его рассказ «Коксерек» стал основой советского фильма, который номинировался на «Оскар».

Коксерек, 1922

Мухтар Ауэзов писал на казахском языке, на русский язык рассказ был переведен А.Пантиелевым в 1997 году. Позже стали говорить, что его перевод нужно считать вольным, а переведенный рассказ лишь романтизированной интерпретацией оригинала. Многие сцены не передают тех идей и мыслей, которые были заложены в оригинале. Нарушается развитие сюжета и философские линии рассказа. Важные детали для передачи смысла и особенностей охоты на волков, например, были опущены.

При этом это остается честный и жизненный рассказ о волчонке, которого хотели приручить.

Тема волка сразу наводит на произведение Джека Лондона «Белый клык». И именно это произведение вдохновило автора на написание рассказа с казахским колоритом.

Кадр из фильма "Коксерек"
Кадр из фильма "Коксерек"

Волчонок - Коксерек, вырос с человеком в юрте, а все смотрел в степь. Оказавшись на свободе со своими сородичами, стал таким, как и задумала его природа.

Мальчик Курмаш очень привязался к волчонку, которого принесли, когда он еще даже не открыл глаза. Кормил его и защищал от аульных собак. Так и вырастил. А волк Коксерек, взрослея, все чаще стал убегать в степь. Возвращался только поесть. В один день он не вернулся, а через некоторое время вся округа начала страдать от набегов серого огромного волка и белой волчицы. Много овец, коров и лошадей они убили, а его брюхо все никак не набивалось.

Однажды состоится встреча мальчика Курмаша и уже дикого волка. Как же она пройдет и чем закончится? Может ли дикий зверь стать другом человеку? Можно ли обойти природу и инстинкты?

Нет, при встрече был убит и мальчик и волк.

В произведении заложена мысль о том, что в смерти человека виноват и сам человек.

Мухтар Ауэзов всегда выступал против жестокости и несправедливости. Волк же символизирует жестокость, коварство, свирепость и зло. Но эти качества присущи не только животному, но и человеку.

В оригинале в сцене встречи мальчика и волка говорится, что волк набросился с такой яростью, будто бы этот двуногий был виновен во всех его бедах. И ведь правда, человек первый нанес удар волку. Начиная с того, что охотники разорили волчью нору и убили всех волчат, одного покалечили, а того самого Коксерека забрали в аул. И рос он в ауле изгоем, его часто били и хотели прогнать. Один только мальчик заботился, но при этом держал в неволе. Все это сделало волка еще более озлобленным. Когда он вырос и жил уже на свободе, люди снова разорили его нору, и убили уже его волчат. Что это, если не жестокость?

Волк, фото из интернета
Волк, фото из интернета

Жестокость человека, который чувствует свое превосходство, и меняет правила природы. Человека, который перестает уважать ее и относится как к чему-то порабощенному. Привести такое обращение может ко многим уже имеющимся последствиям: вымирание и истребление видов, нарушение экосистемы животных, загрязнение. Ведь все это идет от человека.

Такой сложный вопрос вышел из, казалось бы, простого рассказа, написанного почти 100 лет назад. За это и ценна литература, что она многогранна, долговечна и не теряет актуальности.

А вопрос такой: стОит ли развитие человека, его путь на вершину цепочки, вреда, причиняемого природе и живым существам?