Найти тему
kot v sapogah

РОЖДЕННЫЕ В СЕТИ-1

В течение тысячелетий история человечества претерпевала множество изменений: рождались и гибли империи, приходили и уходили общественные формации, исчезали целые народы. А сам человек оставался неизменным с первобытных времен. И вот сегодня мы стоим перед новым вызовом – появлением поколения детей и подростков с обновленным сознанием, живущих в Интернете, так называемым поколением «зет». Кто они такие? Что нам стоит ожидать от них? На вопросы Кошки В Сапогахотвечает директор Фонда развития Интернет Галина Солдатова.

– Галина Владимировна, что послужило толчком для возникновения вашего Фонда?

– Фонд развития Интернет был учрежден в 2000 году, его задачей была поддержка развития Интернета в России. Он стал администратором домена SU (Soviet Union) – первого домена, с которого начала строиться инфраструктура Интернета в нашей стране. Это сейчас есть всем известные ru,рф и так далее, а с того старого домена мы вошли в мировую сеть и стали ее частью.

Я пришла работать в Фонд в 2006 году, когда появился национальный проект, который ставил целью подключить к Интернету российские школы. За несколько лет было «интернетизировано» более 52 тысячи школ. Дети и их учителя быстро осваивали сетевое пространство, и жизнь стала стремительно меняться.

И мы начали заниматься проблемой погружения детей в Интернет и влиянием на них этой новой виртуальной реальности. Сегодня мы проводим популяционные исследования, которые позволяют прогнозировать ситуацию в этом направлении, среди детей, родителей и педагогов, ведем тренинги и семинары по темам, связанным с детьми в Интернете.

У нас также работает горячая линия «Дети онлайн», призванная защитить юных пользователей от всевозможных рисков мировой паутины: кибертравли, вредоносной и агрессивной информации, мошенничества и так далее.

Наверняка в самом начале работы Фонда вы увидели множество плюсов и столько же минусов... Что особенно вызывало беспокойство? Возможно, непривычное, странное поведение детей?

– Одно из первых исследований было посвящено тому, как дети воспринимают это новое для них интернет-пространство. Только 13%взрослых заметили подводные камни, а вот около 70% детей сказали, что Интернет может быть опасен. По степени опасности они поставили Интернет на второе место после улицы.

Они столкнулись там с информацией, которая им не понравилась, их глазам предстало то, что в реальной жизни они могли бы узнать только при определенном стечении обстоятельств. Шокирующие видео и сообщения, агрессивные высказывания, ненормативная лексика, литература, которую родители обычно прятали на самых дальних полках.

Это был начальный, хаотический этап построения сети, с высокой степенью анонимности, без фильтров и блокировок. Было действительно тревожно – если привычная улица «полна неожиданностей», то что же тогда подстерегает неокрепшие души в необъятной мировой паутине?

– Клиповое мышление, трудности с восприятием текстов, общение с помощью гаджетов… Все это не единственные признаки того, что человек действительно меняется. Можно ли сейчас предположить, в какую сторону пойдет этот процесс дальше?

– Каждый третий ребенок сегодня проводит в Интернете в среднем по восемь часов и более. В целом практически треть года такие дети «живут» в сети. Причем, за несколько лет их число увеличилось более чем в два раза. Безусловно, мы должны понимать, что Интернет – мощнейший фактор влияния, инструмент социализации, кардинально меняющий образ жизни ребенка.

Виртуальное пространство трансформирует высшие психические функции: память, внимание, мышление, воображение. На данный момент пока недостаточно эмпирических фактов, отчетливо подтверждающих позитивное или негативное влияние ИКТ на когнитивное развитие человека.

Но все же кое-что бесспорное уже есть в русле исследований памяти. Например, такой ее формы, как транзактивная память, которая возникает при длительных отношениях в парах, когда люди начинают полагаться на память другого.

В этом случае содержание памяти распределено, например, между членами семьи или участниками какой-то группы. Кто-то сохраняет в памяти все семейные памятные даты и важные адреса, кто-то – финансовые обязательства по платежам и др. Таким образом, часть информации, необходимая для личной жизни или работы, хранится на «внешнем носителе» – в памяти другого человека.

Сегодня таким немыслимым ранее внешним носителем нашей памяти становится Интернет, а смартфоны, телефоны, компьютеры – теми инструментами, с помощью которых мы к этой памяти подключаемся. Мы так привыкли к этому, что сохраняя огромное количество информации, запоминаем не ее суть, а папку, где лежит та или иная информация.

– Способы формирования личности сегодня тоже становятся совсем другими?

– Да, и особый интерес здесь представляют идентичность, накопление социального капитала, статусность, репутация, а также личностные и индивидуальные особенности детей – пользователей интернета. Здесь также есть свои плюсы и свои минусы. Например, у детей появилась потрясающая площадка для экспериментирования и построения своей идентичности, осваивания различных ролей, для поиска своего социального "Я". Подростки, формируя идентичность, готовятся к взрослой жизни и копят социальный капитал в сетях.

40% подростков имеют более 100 друзей в интернете. Почти каждый десятый – более трехсот. При этом почти у четверти детей число «френдов» уже превосходит 150 постоянных социальных связей, которые среднестатистический человек в состоянии хоть как-то поддерживать.

Несмотря на то, что с значительной частью «френдов» подросток не знаком в реальной жизни, в этом есть большой плюс для будущего – именно слабые связи приобретают особое значение в долгосрочной перспективе для карьерного роста, успешности, профессиональной и личной реализации.

В то же время доминирование слабых связей определяет их поверхностность и недолгосрочность, снижается уровень эмпатии. Когда подросток имеет несколько сотен друзей, он без особого трепета будет относиться к разлуке с другом, а сопереживать близким людям ему просто некогда – его время занято общением с многочисленными друзьями.

Вообще слово «друг» в социальных сетях не вполне соотносится с его привычным пониманием в русской и европейской культурах. Дружба, которая всегда была связана с доверием и требовала ежедневных усилий и испытаний, теряет свою глубокую человеческую суть. Поэтому среди множества сетевых друзей можно оказаться совершенно одиноким человеком – остаться наедине со всеми.

Окончание читайте в выпуске нашего канала от 25.08.2021