Все любят повторять вслед за классиком:
ВЕСЬ МИР - ТЕАТР!
Исходя из этого, уже можно провести
следующую "перестроечную" аналогию:
Смелянский - Яковлев;
Ефремов - Горбачев;
Табаков - Ельцин...
Во всяком случае, пьесу такую уже можно писать...
Теперь выдержки из мемуаров Веры Максимовой, Советского театроведа.
.....
"Доронина, не согласная с разделом Художественного театра, защитив своим громким именем всех, отвергнутых Ефремовым, в полной мере испытала на себе ненависть и травлю "демократической театральной общественности", прежде всего - в лице ее немногочисленных, но влиятельных вождей."
"Ярость тогдашнего зала по отношению к Дорониной превысила меру приличий. Мужчины забыли, что они - мужчины.
Свист и вопли летели в лицо женщине, знаменитой актрисе - не оратору, стоявшей на трибуне и пытавшейся неумело доказать свою правоту - защитить обижаемых и изгоняемых артистов.
Свистел и орал Лелик Табаков, обычно добродушный, только что в партнерстве с Дорониной замечательно сыгравший гельмановскую "Скамейку" в еще не разделенном МХАТ."
Марк Захаров всерьез требовал разрушить все памятники советской эпохи, переименовать московские улицы, а театрам отказаться от государственных дотаций...
Пятнадцать лет назад ее огромная слава (Дорониной) рассыпалась в прах (к счастью, не навсегда). Никто ничего не желал слушать. Тогда все "любили" Ефремова, выражали ему громогласную поддержку. Ни одна журналистская статья против раздела не смогла проникнуть в "свободную печать". На последнем этапе борьбы вынуждена была отступиться от Дорониной самая мощная ее союзница, великая актриса старого Художественного театра Ангелина Степанова, любившая также и Ефремова, жалевшая его даже в грехах и ошибках и до конца дней ненавидевшая его первого советчика Анатолия Смелянского - "маленького демона" МХАТ.
Сегодня и те, кто со стороны наблюдал трагедию раздела Художественного театра, и многие из тех, кто раздел приветствовал, и даже некоторые из тех, кто раздел практически осуществлял, признают, что делать этого не следовало, что никаких других результатов, кроме страданий людей, акция не дала, а Художественный театр самоуничтожился так, как не смог ни один из старых российских коллективов.
Ее главный враг Анатолий Смелянский многократно обвинял актрису в ненависти к "инородцам". Доказать, что он лжет, в годы полного замалчивания и общественного отторжения Дорониной было невозможно. Хорошо организованная московская травля диалог исключала. Впрочем, живое и мощное доказательство того, что на Доронину возводят напраслину, имелось. Георгий Александрович Товстоногов от своей актрисы никогда не отступался."
.................
Максимова Вера Анатольевна,
Советский и Российский театровед, театральный критик,
Советский кандидат искусствоведения (1972).