Я сейчас там, где много младенцев ползучего и слегка ходячего возраста. Семейный лагерь. Надо внимательно смотреть под ноги - возможно, там кто-то ползет. Очень внимательно закрывать двери - в щели могут оказаться чьи-то пальчики.
Мамочки собрались как на подбор - те, от которых любая уважающая себя свекровь в обморок падает. Больше грязи - ширше морда, каждая пылинка - витаминка. Жара, малышня ползет голая и босая. Шапочка на лысую голову? Ну... Мамочки предпринимают попытки, конечно. Вот только любой нормальный годовас обычно против, и эти не исключение.
Серые от пыли пухлые ладошки и коленки. Покусанные комарами нежные спинки. Ободранные в траве попки. Чумазые моськи. Обсосанные камни и обгрызенные нестерильные палки. Сбывшийся кошмар свекрови, я ж говорю.
При этом... Ползет это чудо вверх по лестнице. Широкая деревянная лестница с площадкой наверху. Ползет, заползает - и заносит пухлую попу вбок, присаживаясь. Мама стоит внизу, совершенно спокойно, не страхует. И она знает своего ребенка - ни разу ещё эта попа не уселась в пустоту. Не оборачиваясь - он уже знает, уже спинкой чует, что в эту сторону садится нельзя, надо в другую. А это значит, что много-много раз он эту лестницу уже исследовал, сам. И много-много выводов уже сделал.
И много чего ещё знают эти крошечные люди. Что такого же ползунка не стоит хватать за волосы, что диван, вдоль которого малыш идёт, имеет конец, что пальчики из дверного проема лучше убрать, что если в рот попал кусок котлеты из маминой тарелки, надо сделать языком вот так, что речной песок в больших количествах очень гадок во рту. Падают - вот ни разу не видела, чтоб головой или как-то по-другому опасно. Умеют правильно. Имели возможность научиться.
И ведь все живы. Никто не убился, не прищемился, не глотает камни, не тычет палкой себе в глаз. Понимают эти маленькие люди, как жить, и как выжить. Если рядом никто не кудахчет, не оборачивает в вату, не предупреждает не успевшие даже возникнуть опасности. Разумеется мама рядом, мама следит. Никто не уползет в чисто поле, никто не залезет в собачий вольер, никто не пьет воду из реки. В упомянутых ситуациях малыш не имеет возможности учиться на ошибках, это слишком большая опасность.
Слегка же стукнуться головой - не большая неприятность, но опыт. В следующий раз - не стукнется. Сесть попой мимо лестницы - мама поймает, но испугаться малыш успеет. И снова - опыт. Для того, чтобы не тащить в рот все подряд камни, надо всласть обсосать тот, первый. И понять, что ну невкусно.
И вот они ползают и ходят. Ловкие, координированные. Сенсорно насыщенные. Тихие и спокойные - им некогда орать и лезть на маму, они исследуют мир и формируют огромное количество нейронных связей, выполняют программу развития. Берешь такого на руки - он молча вежливо стекает вниз - отстаньте, я занят.
Эти мамы не будет платить тучу денег специалисту по сенсорной интеграции и нейропсихологу, восполняя упущенные возможности развития. Они пойдут дальше, и подросший разумный усидчивый ребенок, не испытывающий потребности неконтролируемо двигаться или сосать свою рубашку, будет успешно учить языки или профессионально заниматься спортом.
Истоки детской успешности - они здесь, в ползунковости. В столкновении с миром. В микроопасностях и самостоятельном опыте выхода из них. В первых логических связях - если сделать это, то будет то.
А пока что я не работаю летом. И говорю жаждущим позаниматься мама неговорящих пока двухлеток - до сентября не приму. Берете ребенка, раздеваете догола, снимаете обувь. И на море, или в деревню. В траву и муравейники. В сентябре придёте... Если нужна буду. А то, глядишь, и рассосётся. Это все не досадные мелочи - трава и муравьи, от которых надо ребенка во что бы то ни стало уберечь. Они - развитие.
Понравилась статья? Поставьте лайк, пожалуйста 😍
Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, специальный психолог, АВА-терапевт. Больше интересного о развитии ребенка - в Инстаграме https://instagram.com/ne_tolko_logoped