Окончание, начало читайте в выпуске нашего канала от 14.07.2021
Пишет Кошка В Сапогах
– Ваши исследования показывают, что до девятого класса девочки по мотивации опережают мальчиков. Куда же это все пропадает потом? Почему среди громких имен гениальных людей почти не встречаются женские?
– У девочек до 12 лет математические способности практически такие же, как у мальчиков. Позже у подростков меняется гормональная структура, и логические способности мальчиков становятся несколько выше.
Девочки одарены в другой области – они хорошо чувствуют человеческие и часто – социальные отношения. Есть такое понятие – эмоциональный интеллект, вот у девочек он существенно выше.
В старшем школьном возрасте интересы становятся разными – мальчики больше открыты миру, интересуются техникой, природой, космосом, вопросами власти и политики, а девочки больше замыкаются на человеческих отношениях, семейных и любовных историях. Правда, сейчас ситуация, кажется, меняется…
– Стоит ли тогда государственные средства тратить на обучение девочек? Пусть уж лучше занимаются семьей, домом…
– Стоит. У женщин просто несколько другой тип мышления, и он необходим в таких областях, как управление, социальная сфера, психология. Но, повторяю, мир меняется, и разница между мужским и женским интеллектом сокращается.
В последнее время женщины активно включаются в управление (в том числе и государственное), очень успешно занимаются информатикой, точными науками. Потихоньку дело доходит и до сугубо технических специальностей.
Кстати, по интеллектуальным тестам невозможно было определить, ребенок какого пола работал над ними. А вот в анонимных анкетах эта гендерная разница иногда проявлялась.
Причем не столько в увлечениях, поскольку бальными танцами может заниматься мальчик, а силовыми видами спорта – девочка, сколько по кругу чтения. Даже если мальчик и может выбрать книжку, где есть романтические отношения (редко), он все же никогда не признается, что обожает читать про любовь. Романы о любви предпочтут только девочки, в то время как мальчики читают про изобретения, открытия, космос.
– Какие еще качества характеризуют одаренных детей?
– Приведу пример: ко мне приходил папа одного пятиклассника, который показал выдающиеся результаты тестов. Учителя буквально боролись за право обучать этого ребенка.
Он очень любит умственную деятельность, специально просит, чтобы ему давали задачки посложнее, все выполняет с редкой для его возраста серьезностью.
И что еще его отличает от других ребят – он уважает взрослых и всегда к ним прислушивается. Ведь где-то с 11-12 лет у детей наступает период, когда они начинают настороженно, а иногда даже враждебно относиться к взрослым. «Референтной группой» для них становятся сверстники.
Обычный ребенок всегда стремится жить интересами своей группы, тем более что влияние субкультур в наше время усиливается. Он старается достичь двух, казалось бы, противоположных вещей: быть таким, как все и одновременно не таким, как все.
А одаренный подросток часто нарушает возрастные законы, и, напротив, будет с уважением контактировать с взрослым человеком, если тот ему кажется достаточно умным и у него есть чему поучиться.
Мы даже и без тестов могли бы определить высокую степень одаренности ребенка, опираясь только на его отношение к взрослым. Я бы назвала это неинтеллектуальным фактором интеллекта.
При этом даже драматический разрыв между поколениями их не очень смущает – пусть пожилая женщина-педагог совсем не знает компьютерных технологий, но если она умеет думать и ей есть что сказать – одаренный ребенок будет с интересом ее слушать.
– Ну хорошо, вы получили данные. Что делать с ними дальше? Можно ли помочь детям не потерять свой потенциал, а наоборот, раскрыть его в полной мере?
– Многое зависит от школы, от педагогов. К сожалению, в среднем только около 40% учителей вполне адекватно оценивают имеющиеся интеллектуальные способности и мотивацию саморазвития у своих учеников.
В специализированных школах доля учителей, достаточно точно оценивающих своих учеников, возрастает до 75%. Но таких школ в Москве всего не более десятка.
Получается, что значительная часть учителей недостаточно подготовлена как для выявления «нестандартных» детей, так и для соответствующей работы с ними.
Мониторинг заставил нас задуматься, как дать одаренному ребенку больше внимания, как помочь ему прорасти сквозь «асфальт» унылого школьного конвейера.
Нужно опираться на новые технологии, на онлайн-обучение, и использовать все современные возможности.
Но сама по себе одаренность – это не самоцель. Главное – чтобы, талантливые, способные дети, став взрослыми, могли реализовать себя в творческом труде.
Одаренность сегодня довольно часто уходит в песок, потому что подающей надежды молодежью у нас пока мало занимаются.
Сейчас недостаточно востребована наука, к ней нет должного уважения в обществе. И какие бы усилия мы ни предпринимали в воспитании интеллектуального потенциала нации, они тоже могут уходить в песок. Но это уже другая проблема.