Пишет Кошка В Сапогах
«А он, голодный и промокший, шлепал по лужам в своих огромных, скользящих на сырой брусчатке сабо. Он был беден, но ни о чем не жалел, потому что твердо знал, что впереди его ждет слава…» Когда-то меня поразила история выдающегося французского художника-пост импрессиониста Поля Гогена. Биржевой брокер средних лет, благополучный отец пятерых детей, оставляет семью и работу и переезжает на Таити, где, страдая от нищеты и болезни, пишет свои картины. Те самые, ныне признанные мировыми шедеврами
Часто, видя людей, не похожих на нас внешне и внутренне, мы говорим – да он (она) ненормальный! Где же пролегает граница «нормы» и «не нормы» в обществе? Стоит ли, при одном взгляде на человека со «странным» поведением и иными, чем у нас, жизненными принципами, ставить ему жесткие оценки? Об этом мы беседуем с психологом Сергеем Каспаровым.
– В нашем обществе есть строгие понятия о том, что такое «нормальный человек»: это индивидуум, работающий с 9 до 6, имеющий семью и одного-двух детей, исправно платящий налоги и так далее. Люди, не вписывающиеся в эти стандарты, рискуют услышать о себе нелестные определения – «чудак», «юродивый», «странный»…
– Понятия нормы и патологии у нас довольно зыбкие и зависят от культурных и социальных установок, от времени, в котором они зародились.
В принципе стереотипное мышление с точки зрения психологии – это не всегда плохо. Если мы видим на улице человека в маске и с ножом, мы понимаем, что он опасен, убегаем или зовем на помощь – и это может спасти нам жизнь. Тут стереотипы срабатывают нам на пользу, сокращая процесс анализа ситуации и позволяя совершать быстрые действия.
Но в этом же кроется ловушка, потому что из-за этих же стереотипов мы часто делаем необоснованные выводы о людях, приводящие нас к заблуждениям. Оценивая шаблонное поведение или внешность человека, мы маркируем его «болезнью» – он не такой, как мы, значит, у него не в порядке психика.
– Кто прежде всего подвергается такой маркировке?
– Существует несколько социальных групп, о которых судят по особенностям поведения: дауншифтеры, неформалы, фрики...
Дауншифтеры, – это люди, которые в определенный момент решают – все, хватит, не хочу тянуть офисную лямку, уезжаю на полгода в Индию и буду, допустим, писать книгу.
Яркий представитель такого рода людей – ученый Григорий Перельман, отказавшийся от всех денежных премий. Правда, он никуда не уезжает, предпочитая жить в бедности и одиночестве, чтобы спокойно решать свои теоремы.
Я не берусь утверждать, что у таких людей вообще нет никакой патологии, но и объявлять их «больными» только на основании их отказа от принятых социальных норм тоже нельзя.
Примеры других групп – это различные сексуальные девиации и чайлдфри. Большинство из этих людей мимикрирует под обычных людей, оттого что наше общество не толерантно и не готово принять людей с иной сексуальной ориентацией или иными взглядами на семью.
– А о ком мы чаще всего судим по внешнему виду?
– Это две группы – неформалы и фрики.
Неформалы выделяются одеждой, прическами, атрибутикой, специфической лексикой. Как правило, панки и готы –юношеские субкультуры, с возрастом они меняются и оставляют свои увлечения.
А вот фрики могут встречаться в любом возрасте, даже в пожилом. У них нестандартный яркий вид –пирсинг, татуировки, выкрашенные в кислотные цвета волосы, они могут пугать или вызывать неприятные эмоции.
Наши стереотипы укоренены в нас достаточно глубоко, потому что мозг так устроен – он стремится классифицировать, объяснить непонятные явления.
Я не говорю, что все эти люди здоровы и не имеют проблем. Но делая выводы на основании внешности или поведения, мы отказываем себе в контакте с ними, потому что за историей, которую мы про него сочинили, не видим самого человека. И это нас обедняет, потому что люди, имеющие яркую «упаковку», нередко интересны и глубоки как личности, они видят мир под другим углом зрения.
Чтобы вместить в себя другое мировоззрение, нужно быть открытым, но мы себе в этом отказываем. И они тоже чувствуют себя изолированными, непонятыми. От ошибочных скоропалительных выводов рукой подать до ксенофобии и дискриминации.
– Сергей, ну это все-таки, скажем так, особые случаи. А вот к какой категории можно отнести человека, который просто не вписывается в стандарты? Например, женщина «за 50» носит джинсы, танцует рок-н-ролл, ездит на самокате – и никак не соответствует унылому образу «пенсионерки», сидящей у подъезда на лавочке в халате и тапочках… Может быть, выделить еще одну категорию, условно названную «странные все, кто не мы»?
– Согласен, в нее войдут все, кто обладает неординарным мировоззрением и отказывается от социальных стереотипов. Главное – эти люди хотят быть самими собой и за это могут быть «наказаны» уничижительной, унижающей оценкой.
Иногда психологи советуют таким людям – не обращайте внимания, вам просто завидуют. Но это не зависть – скорее раздражение: хочу, чтобы он был такой, как я. Он не вписывается в нашу картину мира, и мы вешаем на него понятный нам ярлык.
Старайтесь не судить книгу только по ее обложке.
Для психолога важно – не осуждать, не оценивать заранее, а попробовать понять, как чувствует себя этот человек, что он переживает, разобраться в нем как в личности. И пока мы не выслушаем его и не узнаем от него самого глубинные причины этих переживаний, мы не можем давать никаких оценок
Окончание разговора с психологом Сергеем Каспаровым читайте в следующую среду – 7.07.2021