Найти тему

Ловушка "раннего развития ребёнка"

Моей дочке только исполнилось полгода, но подруги дружно советуют поторопиться с её развитием. Оказывается, ранний детский возраст - самый важный для этого этап. Если постараться, можно обнаружить скрытые таланты ребёнка и вырастить настоящего гения. Главное - не опоздать! Сынишка одной подруги в 2,5 года уже умеет считать, дочурка другой - читает в 3 года. Я воодушевилась, нашла в интернете способы раннего развития, но мама запретила "заниматься глупостями", заявив, что внучке потом будет скучно в школе на уроках, и она станет плохо учиться. А педиатр на плановом осмотре меня отругал, сказав, что своими экспериментами я могу подорвать здоровье ребёнку. Не знаю, кому верить, но занятия с дочкой на всякий случай приостановила.

Учитывая современную конкуренцию на рынке труда, и то, что маленьким детям для поступления в элитную специализированную школу уже приходится сдавать экзамены, не удивительно, что среди родителей, желающих своему чаду только добра, распространилось поветрие "раннего развития детей". Немалую роль в этом играет то, что воспитанием детей в крупных городах чаще всего занимаются образованные мамочки с нереализованными амбициями.

Но нужно понимать, что в данном случае имеется в виду вовсе не развитие ребёнка, а его обучение, если не сказать дрессура. Ведь под развитием понимается психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности, которое никак не связано со стремлением родителей впихнуть в малыша курс начальной школы.

В первые годы жизни ребёнок активно познаёт мир и интенсивно развивается. Это естественное условие выживания, и заложено в него природой, как в существо социальное, которое должно в кратчайшие сроки уразуметь "правила игры", называемой "жизнь", и успешно интегрировать в социум.

Для этого ребёнку надо усвоить сообразный сложности устройства социума объём знаний, овладеть многими понятиями и установить между ними взаимосвязи (лето-тепло-трава; телевизор-мультики; кастрюля-каша; утюг-горячо и т.п.). Ему необходимо знать, как строятся отношения в знакомой ему группе людей (мама - тепло, забота, еда; папа - защита и надёжность; братик-сестричка - весело, шумно), какие существуют запреты (утюг - ай, горячо!), разобраться в системе быта, узнать животный (кошка, собака, муха, комарик и т.п.) и растительный мир (цветочек, травка, дерево и т.п.), атмосферные и природные явления (дождь, день и ночь, зима и лето, и т.п.), понять взаимосвязи с окружающим миром и уметь ориентироваться в нём. К моменту активной социализации - 3 -3,5 годам, ребёнок знает всё, что поможет ему выжить в "природной" среде. Если смотреть с такой точки зрения, развитие ребёнка в указанный период должно быть оптимальным, обусловленным жизненной необходимостью. Будущее ребёнка во многом будет зависеть от того, в каких условиях произойдёт закладка фундамента его психического, физического и нравственного здоровья.

Особенно интенсивно ребёнок развивается в первый год жизни. При рождении мозг ребёнка весит около 340 гр, к концу первого года жизни - уже около 1110 гр, и к 5 годам составляет примерно 90% веса мозга взрослого человека. Его структуры проходят созревание. В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к 3 годам — на 80%. До 9-10 месяце мозг ребёнка только накапливает информацию, а затем начинает её систематизировать. Неразвитая поначалу кора головного мозга новорождённого растёт и формируется, образовывая нейронные связи, необходимые, чтобы обучиться всему необходимому малышу на этапе взросления. Развитие мозга происходит не за счет появления новых клеток, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования связей между ними. Скорость образования связей, максимальная к 3 годам, после 6 лет снижается. Незадействованные синаптические связи атрофируются и гибнут. Те, которые активно используются, становятся стабильными. Именно коре мозга человек обязан своими умственными способностями: мыслительной деятельностью, памятью, математическим мышлением, способностью к языкам. И именно благодаря особенностям развития мозга дети младшего возраста имеют уникальные способности, и детей 2,5 - 3 лет гораздо легче научить всему, что впоследствии будет усваиваться с трудом (чтение, математика, иностранные языки и др.).

Современная педагогика требует более раннего интенсивного обучения. что связано с необходимостью знать и уметь всё больше. Поэтому в педагогической практике присутствуют методики раннего обучения. При этом игнорируется тот факт, что ребёнку навязывается программа, чуждая его естественному образу жизни, которая нарушает процесс его индивидуального развития. Но это не означает, что ребёнком не нужно заниматься вообще - у такого образа действий не менее печальные последствия.

Ошибочно считать, что ребёнок развивается, когда садится за стол и начинает писать буквы. Ребёнок развивается. когда познаёт окружающий мир, и помощь взрослого в этом неоценима. Какого цвета небо? Как разговаривает кошка? Какой цветок - ромашка, а какой - одуванчик, и почему он похож на солнышко. Все эти простые мелочи интегрируют ребёнка в этот мир, делают его понятным и нестрашным, они формируют связи малыша и с миром, и с родными, что очень важно для его психического здоровья. Но взрослым всё это кажется несерьёзным и не стоящим внимания, а часто у них не достаёт терпения или знаний. чтобы подробно и доступно рассказать ребёнку об этом мире. Зато в умении ребёнка читать и считать взрослые видят "результат" своих стараний вложить что-то полезное в маленькую голову. Раннее обучение наукам - это, чаще всего, стремление родителей испытать гордость за свои достижения за счёт ребёнка.

2-3 года - период, когда у ребёнка активно развивается сенсо-моторная и эмоциональная сферы. Если в этом возрасте его начать активно учить писать и считать, то энергия, призванная пойти на становление эмоций, уйдёт на перегруженные процессы познания. Мозг выполнит несвоевременную задачу за счёт срыва чувственного развития ребёнка. За этим могут последовать любые психосоматические нарушения, которые могут проявиться не сразу, а, например, энурезом в младшем школьном возрасте, детскими страхами, тревожностью или эмоциональными срывами в подростковом возрасте.

Особенность детского восприятия в том, что лучше всего ребёнок усваивают то, что видит и слышит в окружающем мире, то, что получает в непосредственном общении со взрослыми. Дети первых лет жизни хорошо запоминают информацию на слух. Ребенок 3 лет способен рассказывать наизусть сказку или стишок, которые ему не раз читала мама. Но при этом, он не может повторить стихи и сказки, которые в 2 года прочёл сам. Он качественно воспринимает то, что передано ему при непосредственном общении и окрашено эмоциями и интонациями взрослого человека. Отсутствие собственного опыта не позволяет ребёнку при самостоятельном чтении наполнить рассказ эмоциями, а значит, и передать его. Эмоциональный опыт складывается у малыша в процессе каждодневного общения с близкими и каких-то событий, происходящих с ним.

Психологи предупреждают, что "активные образовательные эксперименты над малышами не проходят бесследно, что до 5 лет, без активного познавательного интереса со стороны ребенка, усиленно обучать читать и писать, значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно «переваривать» информацию, выраженную в абстрактных для ребенка символах." Такие дети впоследствии страдают зацикленностью на каких-то идеях, не могут самостоятельно сконцентрироваться и требуют повышенного внимания учителя.

Достаточно сказать, что все прославляемые методики раннего развития ещё ни из одного ребёнка не сделали гения. И дети, подвергшиеся такому обучению, выросли, в лучшем случае, заурядными людьми. Гений - это нечто особое и рождается не часто, о чём отдельный разговор. Нельзя лишать ребёнка нормального детства и необходимого ему внимания.

(фото взято из открытых источников)

Использована статья С.В. Куваевой "О проблемах раннего развития и раннего обучения детей".