Найти в Дзене
Канал 1147 (Творцы и шедевры)

Монарх - Мадонна - мастер

Оглавление

Приключения одной картины в России

В первом абзаце заметки сброшу покровы с обобщающих понятий названия.

Мадонна - это Мадонна. Пречистая Богородица, Дева Мария.

Монарх - русский император Александр II . В то время, когда произошла описываемая история, он был ещё цесаревичем-наследником, Его Высочеством Великим князем Александром Николаевичем.

Мастер - Жан Огюст Доминик Энгр, великий французский живописец.

Речь идёт о картине "Мадонна перед чашей с причастием". Хранится она в коллекции Пушкинского музея в Москве.

Маститый живописец Доминик Энгр, исполнил её в 1841 году по заказу Великого князя. Будущий русский император, пребывая в Европейском вояже, специально заехал к мастеру, чтобы заказать изображение Девы Марии с избранными святыми. Цесаревич пожелал включить в композицию своего святого покровителя Александра Невского (на картине справа) и патрона своего отца, императора Николая I, святого Николая Чудотворца.

Жан-Огюст Доминик Энгр. “Мадонна перед чашей с причастием”. Из собрания ГМИИ им.Пушкина
Жан-Огюст Доминик Энгр. “Мадонна перед чашей с причастием”. Из собрания ГМИИ им.Пушкина

Энгр предвкушал успех у русской публики. Но ничего подобного не случилось. Санкт-Петербургское общество воспитывалось на ликах Богородицы Одигитрии Смоленской, Владимирской и Казанской.

Богоматерь Одигитрия Смоленская. Из собрания музеев Московского Кремля
Богоматерь Одигитрия Смоленская. Из собрания музеев Московского Кремля

Утончённые черты лица Пречистой Девы кисти прославленного живописца ей не показались. К тому же, Дева Мария вовсе не глядела на зрителей, опустив глаза долу. Православные же привыкли смотреть Богородице в глаза.... Замечательное полотно Энгра не удостоилось чести предстать на экспозиции в Эрмитаже. Его отправили в запасники, позже оно оказалось в Москве.

История на этом не заканчивается. Дело в том, что художник... очень долго ждал гонорар за картину. Ему то ли забыли заплатить, то ли не посчитали нужным. Он долго добивался выплаты и получил причитающуюся сумму в унизительной форме. (Какой - история умалчивает).

И это снова не всё. Оскорблённый (имел право) Доминик Энгр в отместку повторил композицию. Только предстоящими Мадонне святыми стали уже не Александр Невский и Николай Чудотворец, а совсем другие мученики.

Что в этой истории правда, а что вымысел - утверждать не берусь. Работы Энгра видела в Лувре.

Жан Август Доминик Энгр “Купальщица, известная как Купальщица Вальпинсона”, 1808
Жан Август Доминик Энгр “Купальщица, известная как Купальщица Вальпинсона”, 1808

Но подобного нашему полотну не нашла. Да и было ли оно?

P.S. о картине Теодора Жерико в ГМИИ

В одном зале с "Мадонной" Энгра в ГМИИ (Галерее живописи стран Европы и Америки) висит картина под названием "Этюд натурщика". Сколько ни слушала лекций в ГМИИ, столько научные сотрудники подчёркивали, что это единственное полотно Жерико в России.

Теодор Жерико. Приписывается. “Этюд натурщика”
Теодор Жерико. Приписывается. “Этюд натурщика”

И вдруг в на 113-ой страницы книги Алины Никоновой "99 глупых вопросов об искусстве" читаю:

"Теодор Жерико, один из основоположников европейского романтизма в живописи, не очень хорошо известен широкой публике в нашей стране. Всё объясняется просто - в музейных собраниях России его картин нет вообще".

Стоп. Приехали. А как же "Этюд натурщика" в зале ГМИИ им. Пушкина? Открываю сайт музея, там чёрным по белому - Жерико. Кликаю на название картины - да, есть сомнения, полотно "традиционно приписывается Жерико".

Жаль....

Рекомендую ли я иллюстрированное издание "99 глупых вопросов об искусстве", вышедшее в 2019 году в издательстве "Бомбора"? Скорее нет, чем да. Сама прочитала... Но перечитывать не стану.

Надеюсь на ваши лайки и подписки.