Найти в Дзене
Съездить по Глобусу

Красивейшая узкоколейка бывшего Советского Союза в известном грузинском курорте. Как выглядит линия Боржоми - Бакуриани

Одна из самых красивых и самых уникальных узкоколейных линий бывшего СССР с кодовым названием "ББ" (Боржоми-Бакуриани)

Длина узкоколейки, соединяющей два "Б" составляет 37 км. Весь этот путь поезд проходит за 2,5 часа. Линия уникальна во всех смыслах. Во-первых, это чуть ли не единственная электрифицированная УЖД общего пользования в БСССР.

Добавьте описание
Добавьте описание

Во-вторых, она имеет очень редкую колею - 900 мм. Рельсы используются стандартного образца широкой колеи.

Добавьте описание
Добавьте описание

И в-третьих, рельеф делает линию чрезвычайно интересной и живописной. Она расположена в горной местности, имеет огромное число поворотов.

-4

На всём протяжении линия плавно подымается вверх, перепад высот у начальной и конечной станций 870 м.

Добавьте описание
Добавьте описание

В связи с этим, при движении иногда можно наблюдать смену времён года: так у нас внизу была осень, к Бакуриани она плавно переходила в зиму.

Добавьте описание
Добавьте описание

Там всё было засыпано снегом, хотя в Боржоми о нём не было ни единого намёка.

Добавьте описание
Добавьте описание


Подробнее об истории дороги можно почитать
здесь.

Добавьте описание
Добавьте описание



Ходит поезд 2 раза в день, отправляясь из Боржоми в 6.40, 13.00, из Бакуриани - 9.20, 15.40. Скорость поезда на большей части линии 15 км/ч из-за уклонов, в окрестностях Боржоми состав идёт быстрее.
Вот как выглядит поезд:

-9

Локомотив ЧС-11-09 с двумя токосъёмниками чехословацкого производства 1966 (!) года!

-10

И смешные вагончики (уже нашего производства)

-11

Элитный

-12

Внутренности:

В резерве депо имеется несколько таких составов. На случай, если один из них поломается, на подмогу выходит другой. Нам довелось проехаться на двух разных составах (которые, впрочем, ничем друг от друга не отличаются), и вот как.

Добавьте описание
Добавьте описание

Тётка, у которой мы жили, перепутала время отправления (посчитав, что в 13.00 поезд отправляется из Бакуриани, а не Боржоми) и дезинформировала нас, в результате мы, прокатившись один раз из Бак. в Бор., решили повторить поездку на следующий день уже в прямом направлении. О чём нисколько не пожалели, узкоколейка настолько красивая, что хоть 10 раз катайся туда-сюда, не надоест. На второй день, основной состав сломался в дороге, и мы смогли обкатать резервный состав.

Добавьте описание
Добавьте описание

Платим 1 лари .. и едем!

-17

Работники узкоколейки:
Машинисты

-18

Проводники - сопровождающие поезд

-19

По УЖД можно проехать, а можно прогуляться пешком, удовольствия будет ничуть не меньше, а увидеть можно будет даже больше. Нас хватило только на пешее преодоление участка Сакочави - Патара-Цеми.

Удивительно, кроме всего прочего можно считать и то, что она до сих пор функционирует, и с работающей электрификацией.

-21

Ведь если посмотреть на то, как нещадно закрывают узкоколейки в России, где с финансами куда лучше, чем в Грузии, если учесть тот факт, что почти все троллейбусные системы Грузии (а их было немало, больше 10), а также трамвай, фуникулёр и некоторые канатки, были закрыты, причём именно из-за дороговизны электроэнергии, то казалось бы, что судьба этой линии совершенно очевидна.

-22

При этом понятно, что она не может быть никак рентабельна - на маршрутке от Боржоми до Бакуриани можно доехать всего за полчаса (вместо 2,5), и ходят они чаще. Почти во все сопутствующие деревни имеются автодороги, так что пассажиров в поезде ездит совсем немного. Цена проезда всего 1 лари независимо от расстояния, что просто никак не может окупить все возможные затраты на функционирование линии.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но несмотря ни на что, узкоколейка живёт и работает! Да и никаких предпосылок к закрытию (свойственных в общем то, наверное всем ещё работающим российским узкоколейкам) не наблюдается.

-24

Видимо потому что в некоторой степени она является туристическим аттракционом, и привлекает иностранных туристов к курорту Бакуриани. Правительство Грузии это понимает, и старается поддерживать линию на плаву, поскольку это одно известнейших мест страны.

-25


Приезжайте в Боржоми и Бакуриани!

-26