Я из тех, кто родился в 80-х, а значит, выросла на песнях 90-х гг. Может, это только мне так кажется, что самые цепляющие, самые пронзительные из них те, что о несчастной любви, потерях и сожалениях. И ведь как ловко они проникают в душу, что проживаешь эти эмоции вместе с исполнителем, погружаясь в ту же бездну отчаяния и душевной боли.
Если слушать их подряд, наблюдая за своим состоянием, можно уловить это ощущение безысходности, бессилия, безнадеги, полнейшего мрака и тоски...
И вместе с тем, их нравится слушать. Эти песни словно удовлетворяют что-то в глубине души. Что именно? И как это помогает понять себя?
Давайте не просто слушать, а вслушиваться в текст, осознавая, какое направление задаем своему подсознанию, кайфуя от подобных песен. Впрочем, я сама с удовольствием их слушаю, только теперь более осознанно, уравновешивая эту страдальческую атмосферу другими более светлыми впечатлениями, стараясь удерживать в поле зрения, так сказать, альтернативные жизненные варианты.
Итак, вот моя музыкальная подборка с самыми красивыми и грустными песнями 90-х.
1. Андрей Державин "Журавли", 1995г.
"Ты была не моей, ты писала не мне. Ты пыталась уйти от того, что ты знала.
И любовь, как свеча на открытом окне, не сгорев умерла, и осталось так мало.
Я не просто любил, я был просто смешон, и не верил, что я тебе вовсе не нужен.
Кто же знал, что судьба под осенним дождем в белом вальсе тоски нас по жизни закружит..."
Нет слов для того, чтобы описать, как все внутри сжимается от этой печальной истории:
"вот и все, прости, забудь, время сказок не вернуть", или
"знаю, ты не одна, у тебя уже сын, и, наверное, что-то менять слишком поздно",
"и лишь только ночной безнадежной тоской ты ко мне возвращаешься снова и снова".
Сказать, что это грустно, значит, ничего не сказать. Горечь сожалений о несбывшемся незаметно разъедает душу, отнимает силы жить и закрывает путь тому счастью, которое еще вполне может быть. Но смысл этой безнадежной тоски именно в том, чтобы найти из нее выход. Но не тот, который предлагает следующая песня моей подборки.
2. Группа Нэнси "Дым сигарет с ментолом", 1993 г.
"Дым сигаpет с ментолом.
Пьяный угаp качает.
В глаза ты смотpишь дpугому,
Котоpый тебя ласкает.
А я нашёл дpугую,
Хоть не люблю, но целую.
А когда я её обнимаю,
Всё pавно о тебе вспоминаю..."
В детстве я ее даже напевала время от времени. Просто так, потому что нравилась, хотя в смысл слов особо не вникала. Это был самый популярный медляк на деревенских дискотеках, слушая который, девчонки и мальчишки предвкушали свою первую любовь...
Если вдуматься, эта песня словно дает инструкции, как себя вести, столкнувшись с разочарованием: погружать себя в пьяный угар и использовать других людей, чтобы забыться. Но ведь есть другие способы, более здоровые, правда о них никто петь не будет. Слушая эту композицию, важно иметь представление об иных вариантах поведения в подобных жизненных ситуациях, связанных с взаимоотношениями. Пусть подсознание их видит и осмысливает. Потому что тот способ, что описан в песне, - вообще не вариант. Это пример саморазрушающего поведения.
"Пpости за то, что ушёл с дpугой,
Пpости за то, что ушла и ты..."
В детстве, слушая эту песню, я думала: "Как же он страдает и сожалеет о потеряной любви... вот, что значит, сильные чувства!" Сейчас же эта композиция воспринимается мной не как история о большой любви, а как история о бесконечной человеческой глупости. Как можно так бездарно тратить свою жизнь, предавая себя и свои чувства, заглушая боль алкоголем и затыкая душевную пустоту чужим человеком? Хотя, это неплохой вариант для тех, кто хочет пострадать. Мы же идем дальше.
Мне кажется, взрослым людям, в принципе, можно слушать любые песни, которые нравятся. Главное, осознавать каждую фразу и воспринимать их несколько критически, не давая им полностью завладеть нашим эмоциональным состоянием. Ну, а если не получается, тогда лучше слушать красивые песни на незнакомом иностранном языке. Меньше вреда будет.
3. Нэнси "Как любил я тебя", 1994 г.
"О нет, не надо, прошу мое сердце, болеть не надо,
Но слеза по щеке просто катится горьким вином.
И в подушку лицом дома мне не уснуть вспоминая,
О, как я тебя любил, как любил.
Как любил я тебя, как любил я тебя, о я не знаю,
Мог ли кто-нибудь так вот когда-то кого-то любить.
Как мне жить без тебя, я все время тебя вспоминаю,
Как любил я тебя, никогда никого не любить..."
У меня возникло ощущение, что герой этой композиции слегка превозносит собственные чувства, ставя их на пьедестал, любуясь ими и получая удовольствие от всего, что с ним происходит. Неосознанно, конечно.
И вместе с тем, ему действительно тяжело и горько. То, что он испытывает - для него реальные страдания. Нужно дать себе столько времени, сколько потребуется, чтобы справиться с душевной болью, отгоревать, навспоминаться, отгрустить. Это естественный процесс проживания жизненного разочарования, все стадии которого должны быть пройдены, чтобы снова прийти в равновесие. Я ни в коем случае не обесцениваю то, что испытывает герой этой песни, но если он застрял на каком-то этапе, то хотелось бы подойти к нему и немножко его встряхнуть: "Очнись! Ты упускаешь свою жизнь, погружаясь в страдание. Если любишь - люби, никто тебе этого не запрещает. Это светлое и жизнеутверждающее чувство. Разве не прекрасно, что где-то существует женщина, которая открыла в тебе способность так сильно любить? А если твои муки связаны с тем, что ты не можешь обладать этим человеком - то называй это как-нибудь иначе, а не любовью." Всегда есть возможность проявить свои искренние чувства и быть заинтересованным в счастье другого, а не фокусироваться на собственных переживаниях. Даже если для этого нужно отойти в сторону и отпустить. Только научившись отпускать, мы понимаем, что значит любить.
Важно уловить такую мысль - в самом страдании нет ничего ценного. Страдание не возвеличивает нас и не делает какими-то особенными. Это не связано с нашей способностью любить: страдать можно из-за задетого самолюбия и эгоизма. Это своего рода эмоциональная агония. Дурман. Сон, в который мы неосознанно впадаем, считая его реальностью. Это способ нашей психики что-то пережить, а не сама жизнь.
Смысл боли в том, чтобы найти в себе ресурсы с ней справиться, не разрушая ни себя, ни другого, а освобождая. Найденные ресурсы станут нашей опорой и силой. Так мы приходим к способности любить себя и других по-настоящему.
4. Владимир Кузьмин - "Я не забуду тебя никогда" ("Сибирские морозы"), 1995 г.
Как же я тащусь от этой песни! Вот сейчас слушаю ее, чтобы написать эту статью, и прямо все внутри переворачивается, до чего она цепляет. Какой надрыв... какая боль...
Но моя задача сейчас взглянуть на нее критически и расставить все точки над "и". Итак. Умеет же автор этой красивой песни загнать в депрессию. Что ни слово - то сама безнадега. Каждая мысль словно программа на самоуничтожение:
"Я не прошу судьбу вернуть тебя ко мне.
Я знаю счастье не приходит дважды,
Плыву по ветру, но река моя в огне,
А я всего лишь парусник бумажный.
В поту холодном просыпаюсь, боль в груди
Мне не дает забыть прощальные объятия..."
Можно песню хоть целиком цитировать - тут каждая фраза, каждый оборот рвет душу на части:
"Вино допито, свет погас, но дом чужой.
Чужая жизнь, чужая женщина разбудит.
Но боль потери не расстанется со мной,
Пока истерзанное сердце биться будет..."
Чувствуете, в какой тупик загоняет себя герой этой истории? Какой путь рисует ему его подсознание? Прочитав мои комментарии к предыдущим песням, вы, должно быть, уже догадываетесь, к чему я подвожу - что есть другие варианты жизненного пути. Мужчина расстался с любимой женщиной, тоскует и думает, что теперь его не ждет ничего хорошего в этой жизни. Во-первых, пока все живы, ничего не потеряно. Делай, что должен и будь, что будет. Любимый человек может вернуться. Главное, при этом научиться отпускать, а не пускаться во все тяжкие подобно тому, как это делал герой песни под номером 2.
Во-вторых, это как надо себя не любить, чтобы, грубо говоря, спустить свою жизнь коту под хвост, настроив себя плыть в потоке разочарований и испытывать "лед несбыточных желаний" до конца своих дней.
И вообще. Что-то мне подсказывает, что эти душещипательные песни о мужских слезах рассчитаны, главным образом, на женскую аудиторию, которую хлебом не корми, дай посмотреть, как мужчина по ним убивается и почувствовать себя героинями мужских страданий. Женщины, не ведитесь на эти песни и не измеряйте степень любви к вам уровнем страданий, которые мужчина готов вытерпеть из-за вас. Это путь в никуда. Как я уже писала, страдания - это еще не любовь. Вопреки общепринятому мнению, любовь не причиняет мук, мучает инстинкт собственичества. Если в подсознании сидит установка "любить = иметь", люди всегда будут страдать от невозможности получить в пользование другого человека.
5. Юрий Шатунов - "И упав на колени...", 1994 г.
И наконец, еще одна красивая мелодраматическая композиция, оставляющая в душе вкус горьких сожалений.
"Все надеясь и веря, еще по привычке,
На пороге заснеженном в зимнюю полночь
Вдруг откроется дверь не так, как обычно,
И уже не во сне я увижу твой взгляд и услышу твой голос.
И упав на колени, забуду про гордость и прошлые ссоры.
И холодная вьюга тебе то же самое скажет.
Я как прежде твой пленник, но меж нами заборы
Не разрушить вовек, но тебе это в общем не важно..."
Двое бывших возлюбленных встречаются после расставания и, глядя друг другу в глаза, понимают, что потеряли что-то очень важное, чему уже никогда не суждено осуществиться. Всю ночь разговаривают, пока одежда сохнет на жарком камине, и тогда же он узнает о сыне. А утром она сурово и хмуро с ним прощается и уходит, оставляя нашего героя наедине с горькими сожалениями...
Слушая все эти песни, понимаешь, какая каша порой у нас в голове, из которой и исходит все то, что создает обстоятельства нашей жизни. Ведь мы не просто слушаем песни, мы их проживаем. Сколько раз после того, как услышали приятный мотив и цепляющие слова, мы неосознанно прокручиваем все это у себя в голове. Вот этот депрессивно заряженный поток чьих-то мыслей без всякого критического осмысления направляется прямиком в глубины нашего подсознания. Подобное самовнушение не проходит бесследно: это формирует наши убеждения и ожидания, под которые мы в дальнейшем подстраиваем свою жизнь, словно реализуем некий сценарий.
То негативное, что записано в подсознании, заставляет нас своими же руками создавать непреодолимые препятствия, искать страдания, выстраивать заборы, в упор не замечать простые решения, выбирая трудности и жизнь вопреки самим себе. Зато красиво, как в песне!
Представьте, есть, предположим, две категории людей: одни имеют внутреннее подсознательное убеждение, что любовь - это когда люди счастливы вместе, а другие, что любовь - когда люди страдают друг без друга. Так вот в соответствии со своими неосознаваемыми установками они и выстраивают свою жизнь. Первые реализуют жизненную программу на создание счастливой совместной жизни, фокусируясь на том, что подтверждает их убеждения, вторые реализуют программу на разрыв и душевные страдания, фокусируясь на том, что этому способствует. Расстаться, потерять, отвергнуть, чтобы потом всю жизнь вспоминать и сожалеть под грустные душещипательные композиции своего времени.
Вот я загнула)
Как бы то ни было, когда не получается оставаться на позитиве, когда веселые и легкие песни не цепляют, а светлые жизнеутверждающие фильмы не вдохновляют, как ни заставляй себя их смотреть, - включаешь вот эти старые композиции, погружаешься в атмосферу жизни, пронизанную осознанием непоправимых ошибок, несбывшейся любви, несостоявшегося счастья, чувствуешь соленый привкус жизни и... наслаждаешься. Вот такой треш. Спасибо 90-ым гг. за детство с песнями о несчастной любви и душевных страданиях. Что бы мы без них делали? Радовались бы жизни, наверно, понимая, что страдать необязательно)
Только вот что я скажу. На каждую такую песню о несвершившейся любви или эмоциональной зависимости обязательно есть противоядие:
чья-то счастливая история,
чьи-то сбывшиеся надежды,
чьи-то сияющие глаза,
невзирая ни на что счастливые пары, которые нашли свой путь в обретениях, а не в потерях...
Всякую грусть следует уравновешивать действием...
Всякое разочарование лечить вниманием к повседневным радостям, доверяя себе и жизни...
Всякую песню о несчастной любви перекрывать другой песней - о счастливой. Такие песни тоже есть. А при желании можно написать свою.
Вникайте в то, что слушаете, осмысливайте, ищите другие пути и впускайте в себя желаемую информацию. Что бы ни происходило вокруг, мы словно стоим на перекрестке, выбирая свой сценарий развития событий, в зависимости от того, на что внутренне настроены. А узнать, на что настроено наше подсознание, можно, наблюдая за тем, что не оставляет нас равнодушными, это относится и к песням, на которые мы эмоционально откликаемся.
А какие музыкальные композиции оставляют неизгладимый след в вашей душе?
Спасибо, что заглянули на мой канал. Размышляю и пишу в свое удовольствие и себе на пользу.