Эдгара Дега (1834-1917) можно назвать самым странным импрессионистом. За исключением некоторых поздних пейзажей, он не работал в этом жанре, не писал на пленэре и солнечному свету предпочитал искусственное освещение.
Может быть, он и вовсе не был импрессионистом. Скорее, как заметил искусствовед Михаил Герман, Дега – попутчик импрессионистов, частично разделявший их взгляды, но далекий от ничем не омраченной радости Моне и Ренуара. Он часто называл среди своих ориентиров в искусстве Энгра и Рафаэля, великих мастеров отточенной композиции, порой холодных. На первый взгляд, такая любовь вызывает недоумение – что общего у великого новатора Дега с этими мастерами? Но в том и дело, что «случайное» построение его композиций - лишь кажущееся, все они невероятно выверены в своей «мимолетности» и «неправильности».
«Я хочу быть знаменитым и неизвестным», - сказал однажды Дега. И ему это удалось. Вполне признанный при жизни художник, он не показал публике десятки поразительных работ, так и не покинувших его мастерской. А личная его жизнь и сейчас, спустя 100 с лишним лет после его смерти, во многом скрыта от нас. Но Дега вообще не любил говорить о себе. Предпочитал, чтобы за него говорила живопись.