Как-то приятельница заметила необычную активность своего подросшего сына. Мальчику перевалило за 20, и с этих вот пор, если не раньше, он уже сам выбирал пути своего развития. Альтернативные. Чем иногда очень озадачивал родительницу. А тут — постоянно видит его почему-то с пластиковыми бутылками. Решила узнать, в чем дело.
И узнала. У парня бизнес: покупает тетрапаковское вино в Магните, разливает в свою тару, и продаёт отдыхающим под видом домашнего вина, «для себя сделанного». Парень с артистическими наклонностями, и что конкретно он рассказывает, я бы, конечно, послушала, но подруга была сильно расстроена, задаваясь риторическими вопросами.
Пришлось утешать, стараясь не при этом особо веселиться. Рассказывать, что, по крайней мере, никого не отравит заводским продуктом. Всё-таки вино, а не настойка на мухоморах. И потом, он честно даёт дегустировать перед покупкой, то есть клиент доволен: обихожен, и с учётом всех потребностей. За небольшую добавочную стоимость получает нечто большее, чем вино, в котором всё равно не особо разбирается. Получает — легенду, рассказ, сервис, наконец...
Да и что она сможет? Запретить — вряд ли. Он взрослый. Он — зарабатывает. Он чихать хотел на надоевшие нотации о пользе обучения, и о том, что «ученье - свет, неученье — тьма». У него вообще своя компания, свое видение мира, так что маме остается лишь созерцать... Посоветовала ей дать ему совет, чтобы хоть что-то из своих прибылей откладывал. Пригодится. Мало ли, вдруг буйный клиент попадётся, а услуги стоматолога, случись что, недёшевы...
А мне вспомнилась моя юность. Когда будущее неопределенно, но прекрасно. И хочется хоть одним глазком проникнуть, посмотреть, как оно всё сложится, а проще говоря — погадать. Гадалок всегда хватало: на кофейной гуще, по руке, на картах, рунах. Засобиралась и я. А денег своих не было, и сразу не наэкономить, поэтому попросила у мамы, честно рассказав, на что.
Она рассмеялась. Но денег не дала. Но я прониклась её ироничными замечаниями об оккультной и прочей деятельности, и уверениями, что вот ничего особенного в этом нет: кто угодно сможет. Взяла мою руку, поводила пальцем по ладони, показала несколько линий... Действительно, что такого? И я так смогу. Значит, дело за практикой.
И вот уже у меня дома небольшое собрание из желающих заглянуть в будущее, из моего же класса. Начинала я очень серьёзно и сосредоточенно, почти что сама веря, что вот линии говорят так, а карты — вот эдак. На картах ещё бабушка гадала, и я как-то вспомнила её приговорки, туманные, но интригующие фразы, в общем, честно старалась вжиться в роль. Антураж был соответственный: приглушенный свет, тесный кружок...
Мои интерес был бескорыстный, я совсем не думала, чем оно всё обернётся. То есть, я никак не ожидала, что «клиентки» сами начнут мне подсказывать, вдаваться в подробности, объяснять для себя мои слова, причем очень конкретно. Так, что мне оставалось с апломбом всё осторожно подтверждать. В том смысле, что я, разумеется, всё «видела», и только моё «профессиональное» косноязычие мешало мне сказать это простыми словами.
Но благодарные слушательницы и без меня справлялись. И так увлеклись, когда уже мне стали рассказывать, что с ними будет, что я поняла: моя роль свелась к какому-то минимуму, а ситуация — к какому-то абсурду. Я не выдержала, расхохоталась... Одна. На меня смотрели в страшной обиде, и с осуждением. И вот что-то недоброе было в их глазах.
А эта моя дурацкая репутация прорицательницы ещё какое-то время волочилась за мною. То и дело кто-нибудь подходил, и с глазу на глаз просил погадать, почему-то не веря моим отговоркам, и обижаясь на отказ.
В общем, мне не понравилось. Но я поняла, что другие, тонко чувствующие натуры, просто не могут противиться, и уступают... А что делать? Иногда «клиенты» прямо-таки заставляют, просто так — не свернуть, не потеряться. Или отрабатываешь, или того и гляди, побьют, да и вообще...