Найти в Дзене
Анна Юровских

ТОКСИЧНЫЙ ЗАКАЗЧИК: ОТКАЗАТЬ НЕЛЬЗЯ СОТРУДНИЧАТЬ

Когда я только начинала удаленку, я, как и большинство новичков во фрилансе, бралась за любые заказы. Точнее за то, где можно хоть как-то заработать. В ход шли домашки по электротехнике и рефераты по геометрии, потом настал период Яндекс.Толоки, параллельно я бегала на фотосъемки, фотошопила вторые подбородки и рисовала на одежде. Хотя росписью одежды я и сейчас занимаюсь, только гео изменилось: поняла, что в России предел мечтаний в данной нише - это бесплатно разрисовывать кепки на какой-нибудь ярмарке. И переехала в Инстаграм на англоязычный аккаунт. Благо, занимаюсь английским с 4х лет и говорю на нем свободно. Движуха и успех не заставили себя ждать, но об этом я расскажу вам в другой раз. Дак вот, бралась я, значит, раньше вообще за любой заказ, который мне поступал. Даже если при первом общении с клиентом интуиция била тревогу и умоляла сделать вид, что у меня очередь на запись до конца следующего года. Даже если хотелось спать от скуки. Моим девизом тогда была ужасная фраза "ес
Фото автора RODNAE Productions: Pexels
Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Когда я только начинала удаленку, я, как и большинство новичков во фрилансе, бралась за любые заказы. Точнее за то, где можно хоть как-то заработать.

В ход шли домашки по электротехнике и рефераты по геометрии, потом настал период Яндекс.Толоки, параллельно я бегала на фотосъемки, фотошопила вторые подбородки и рисовала на одежде.

Хотя росписью одежды я и сейчас занимаюсь, только гео изменилось: поняла, что в России предел мечтаний в данной нише - это бесплатно разрисовывать кепки на какой-нибудь ярмарке.

И переехала в Инстаграм на англоязычный аккаунт. Благо, занимаюсь английским с 4х лет и говорю на нем свободно. Движуха и успех не заставили себя ждать, но об этом я расскажу вам в другой раз.

Business фото создан(а) master1305 - ru.freepik.com
Business фото создан(а) master1305 - ru.freepik.com

Дак вот, бралась я, значит, раньше вообще за любой заказ, который мне поступал. Даже если при первом общении с клиентом интуиция била тревогу и умоляла сделать вид, что у меня очередь на запись до конца следующего года. Даже если хотелось спать от скуки.

Моим девизом тогда была ужасная фраза "есть слово "не хочу, а есть слово "надо"" - и я шла выполнять заказ, "потому что надо" и "я уже взрослый человек, пора бы перестать капризничать".

Результатом этих бессмысленных и беспощадных самоистязаний были расшатанные нервы, испорченное настроение, потраченное впустую время и никакого профессионального роста, потому что исполнять прихоти токсичного клиента - это не имеет ничего общего с развитием в профессии

Кто же такой этот токсичный клиент?

Токсичный клиент - это, прежде всего, тот, кто не знает и не хочет знать, чего хочет, но считает, что ему все должны. Он не понимает, с какой стати ты не занимаешься той деятельностью, которая ему понадобилась. Или его категорически не устраивает твой стиль и уровень, хотя он все равно зачем-то обращается именно к тебе.

Он не выполняет базовые требования, не заполняет бриф, не делает внятное ТЗ, не приходит на тестовую сьемку, а потом жалуется на «слишком стандартный» результат, который оказался «не такой, как я хотел»

Как правило, токсичные клиенты паразитируют на тех, кто готов долго и внимательно их выслушивать, пытаясь решить их бесконечные проблемы

Но это просто слив ресурса в никуда.

Поэтому я приняла радикальное решение разорвать все связи, которые меня тормозят. Это временно лишило меня "хоть какого-то заработка", но я верила, что все наладится и я на правильном пути. И очень много занималась, пока все знакомые тусовались и отдыхали))

Фото автора Nastasya Day: Pexels
Фото автора Nastasya Day: Pexels

Сейчас я занимаюсь ТОЛЬКО тем, что мне интересно и уделяю огромное количество времени развитию своего профессионализма. Я веду Инстаграм на 6000+ подписчиков за 6 месяцев, делаю линкбилдинг на английском языке, открыла для себя мир онлайн-рекламы, изучаю психологию, инвестиции и продолжаю рисовать и фотографировать. Но мой подход в корне изменился. Я больше не беру заказы, которые мне неинтересны и спокойно отказываю клиентам, которые не знают, чего хотят или ведут себя по-хамски.

Бытует мнение, что избирательность в заказах непременно приведет к их полному отсутствию — я убедилась в том, что это неправда. К отсутствию заказов приводит неумение вести себя тактично и выполнять работу качественно, но никак не искреннее желание сохранить свой ресурс для тех, кому он действительно нужен.

Если статья у вас откликнулась, не забудьте поставить лайк и подписаться!