Найти тему
alicekingsley13

Учеба в российском ВУЗе: удовольствие или пытка? О том, как не перегореть в университете

Тезаурус

Эмоциональное выгорание — научный термин, введенный в оборот американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. Это синдром, при котором проявляются следующие признаки:
чувство безразличия к той деятельности, которой вы привыкли заниматься; негативное отношение к окружающим людям в процессе такой деятельности; негативное восприятие самого себя.

В этой статье речь пойдет о выгорании во время учебы в российском университете и о том, как с этим бороться. Для этого я буду опираться на мнения специалистов, свой личный опыт, а также опыт своих знакомых-студентов.

Причины выгорания

Причины эмоционального выгорания могут быть самыми разнообразными. Среди них выделяют: напряженный ритм деятельности, физическая и эмоциональная усталость, отсутствие психологического и материального "бонуса" за свой труд, отсутствие конкретных требований к работе и критериев её эффективности, отсутствие возможности принимать самостоятельные решения, скука и монотонность деятельности, недостаток отдыха, отсутствие личной жизни из-за деятельности, конфликты между личными желаниями и обязанностями.

Причины выгорания во время учебной деятельности в ВУЗе могут быть следующими: осознание неправильности выбора университета/направления; недовольство учебной программой; разочарование педагогическим коллективом и одногруппниками.

Алиса, Филологический факультет, Издательское дело. 1 курс

Алиса со своим талисманом-оружием против выгорания
Алиса со своим талисманом-оружием против выгорания

Начну с себя. Впервые с эмоциональным выгоранием я столкнулась уже спустя 3 месяца учебы в университете. Я поняла, что не получаю большого удовольствия от образовательного процесса. Часто задавалась вопросом: "А на своём ли месте я нахожусь?". Несколько раз задумывалась о том, чтобы забрать документы из ВУЗа и отправиться в свободное плавание. Что же мне не нравилось? Во-первых, из-за дистанционного обучения в связи с пандемией коронавируса я не в полной мере смогла ощутить переход на следующую ступень: от школьной скамьи до студенческой жизни. Заканчивала я 11 класс тоже на дистанте, из-за этого большой разницы в своей учебной деятельности не ощутила. Некоторое время вообще не могла понять, где я нахожусь. Во-вторых, меня смутило отношение преподавателей: ощущение безразличия к студентам не покидает до сих пор. Перенос пар, зачетов и экзаменов — обыденная практика. Никому не интересно, нарушатся ли твои планы от этих изменений.

Почему я до сих пор не забрала документы? "Надежда умирает последней" — как сказал Диоген Синопский ещё в IV в. до н.э. Я рассчитываю, что на следующем курсе мне удастся "влиться" в учебу. Сейчас просто интересно посмотреть, какие произойдут изменения. Кроме того, не обходится и без давления со стороны: родители и молодой человек, все с высшим образованием, всячески поддерживают и не дают полностью угаснуть моему маленькому, но всё-таки огню страсти к образованию.

Я могу дать несколько советов людям, которые оказались в похожей ситуации:

1) Дайте шанс образованию. Не торопитесь и подождите, ситуация может измениться в лучшую сторону;

2) Найдите людей, которые будут вас поддерживать и помогать вам.

Чтобы подробнее разобраться в причинах выгорания и в том, как с этим бороться, я решила обратиться к своим знакомым-студентам и тем, кто уже завершил обучение в ВУЗе. Я взяла у каждого интервью. Давайте посмотрим, что из этого вышло.

Оля, Исторический факультет. 4 курс

Смирение поглотило
Смирение поглотило

Расскажи, поступила ли ты туда, куда хотела изначально? Как выбирала направление?
— Да, я несколько лет планировала поступление в конкретный университет, на конкретное направление. Туда и поступила.

С какими сложностями ты столкнулась во время учебы в университете, особенно в первое время?
— Основными трудностями была смена коллектива — от школьного класса к группе в университете. Трудно было влиться в новый социум, который был разобщен между собой. Желания заводить новых друзей в ВУЗе не возникало, т.к. круг общения вне группы был давно сложен. Помимо этого, я ощущала скудность своего ума на фоне одногруппников.

Что тебя не устраивало в университете?
— В университете не устраивало ориентирование лишь на "высокие" рейтинги, которые никак не отражали реальное положение дел. А конкретно на факультете не устраивало отсутствие полезных практик, которые в дальнейшем могли пригодиться при трудоустройстве.

Как ты справлялась с этими трудностями? Помогал ли кто-нибудь?
— Не могу сказать, что с трудностями мне удалось справиться. Скорее, речь идёт о смирении с положением дел. Мне никто не помогал.

Какие ты можешь дать советы будущим первокурсникам, студентам по борьбе с выгоранием во время учебы?
— Если есть возможность, то лучше не поступать в университет сразу после школьной скамьи. Дайте себе время подумать о том, чего вы хотите. Найдите временную работу, взгляните на то, как зарабатываются деньги и как они тратятся, познайте ценность свободного времени. А если вы пришли в учебное заведение и поняли, что ошиблись дверью, то лучше выйти сразу — так легче отступить назад и сделать правильные выводы.

Марина, Радиотехнический факультет. Отчислилась на 1 курсе

Это Марина. Она отчислилась из университета и ни о чем не жалеет
Это Марина. Она отчислилась из университета и ни о чем не жалеет

Расскажи, поступила ли ты туда, куда хотела изначально? Как выбирала направление?
— Нет, я не поступила туда, куда изначально хотела. Я планировала поступать на Радиофизический факультет, в Политехнический университет. Но не набрала нужное количество баллов. В итоге поступила в другой ВУЗ, на Радиотехнический факультет. Огромное влияние на меня оказывала мама. Именно она была инициатором моего поступления на радиотехническую специальность.

С какими сложностями ты столкнулась во время учебы в университете, особенно в первое время?
— Сначала проблем никаких не было. Одногруппники были хорошие, я со всеми нашла общий язык. Учеба протекала нормально. Но сразу стало понятно, что я не совсем там, куда хотела попасть изначально.

Что тебя не устраивало в университете?
— Я не смогла найти общий язык с одним преподавателем. А также смущало чувство юмора других преподавателей.

Как ты справлялась с этими трудностями? Помогал ли кто-нибудь?
— Никак не справлялась, просто терпела. Учила то, что мне не нравилось. Никто не помогал. В итоге, я не выдержала и забрала документы.

Какие ты можешь дать советы будущим первокурсникам, студентам по борьбе с выгоранием во время учебы?
— Не поступайте туда, где вам будет неинтересно. Учиться через силу та еще пытка. А еще не слушайте родителей, ведь потом не им учиться на нелюбимую профессию, не им работать на нелюбимой работе.

Лиза, Юридический факультет. 1 курс

Это Лиза. Она не выгорела во время учебы. Она молодец. Если ты не загорелся — то и выгореть нельзя
Это Лиза. Она не выгорела во время учебы. Она молодец. Если ты не загорелся — то и выгореть нельзя

Расскажи, поступила ли ты туда, куда хотела изначально? Как выбирала направление?
— Да, я поступила туда, куда хотела. Я изначально не планировала идти на бюджет. Мне повезло, что у моих родителей есть деньги и они могут оплатить моё образование. Один успешный человек на своем выступлении сказал, что если ты хочешь, чтобы твои знания были всегда актуальны — получай юридическое или экономическое образование. Меня это тогда очень вдохновило. Кроме того, в семье у меня тоже есть юристы. Поэтому с направлением я давно определилась.

С какими сложностями ты столкнулась во время учебы в университете, особенно в первое время?
— Пандемия или "разбирайся как хочешь". Никакого вливания в студенческую жизнь. «Зачем нам вообще кураторы?» — вот главный вопрос. А ещё то, что информация, которую ты получаешь в течение семестра, отличается от того, что от тебя ждет преподаватель на экзамене.

Что тебя не устраивало в университете?
— Качество преподаваемого материала, уровень организации, отсутствие мероприятий. На те деньги, что платят студенты, даже не смогли обеспечить бумагой туалеты...

Как ты справлялась с этими трудностями? Помогал ли кто-нибудь?
— Справляюсь сама, терплю. Чему ВУЗ меня действительно научил — так это рассчитывать всегда только на себя.

Какие ты можешь дать советы будущим первокурсникам, студентам по борьбе с выгоранием во время учебы?
— Не могу ответить на этот вопрос. Я не перегорела, я ещё даже не загорелась.

Миша, Исторический факультет. Смог закончить обучение

Это Миша. Он читает о том, как люди выгорают во время учебы и радуется, что с ним такого не произошло
Это Миша. Он читает о том, как люди выгорают во время учебы и радуется, что с ним такого не произошло

Расскажи, поступил ли ты туда, куда хотел изначально? Как выбирал направление?
— Да, я поступил туда, куда хотел. Не могу сказать, что всю жизнь стремился к одному направлению. На самом деле я долго не мог определиться. В конечном счете, мои интересы помогли сделать выбор.

С какими сложностями ты столкнулся во время учебы в университете, особенно в первое время?
— Сложно было влиться в учебу в самом начале. Сразу чувствовалась разница в школьном и университетском образовании. Не сразу осознал, что теперь я сам несу ответственность за свою успеваемость. Что никто не будет бегать за мной, как в школе. Не нравились некоторые преподаватели. А в остальном — все было хорошо.

Что тебя не устраивало в университете?
— Меня все устраивало. Пытаюсь вспомнить какой-то негатив и у меня не получается.

Как ты справился с этими трудностями? Помогал ли кто-нибудь?
— Справлялся сам. Понимал, что мне нужно время, чтобы привыкнуть к новым условиям. Я вообще только на 2 курсе понял, что нахожусь на своем месте и начал получать удовольствие от учебы.

Какие ты можешь дать советы будущим первокурсникам, студентам по борьбе с выгоранием во время учебы?
— Развиваться в различных направлениях, не концентрироваться на чем-то одном и узкоспециализированном. Для того, чтобы можно было на различные направления подавать документы, расширить возможности при поступлении и не так сильно расстраиваться, если не поступил на какое-то одно. Лично я выбрал для себя только одно направление и мне повезло. Но не следует рассчитывать только на везение. Кроме того, если вы поступили и чувствуете себя не на своем месте, вам не нравится процесс обучения — подождите немного, посмотрите, как ситуация будет разворачиваться в дальнейшем. Человеку не всегда просто привыкнуть к новым условиям, нужно время. Если даже на 2 курсе вам не нравится обучение в ВУЗе, вы не получаете удовольствие и не понимаете, зачем ходите на пары — попытайтесь составить подробный список того, что вам не нравится и с чем вы испытываете трудности. Порефлексируйте о том, из-за чего возникают трудности и постарайтесь по порядку решать возникшие проблемы. Поделитесь этим с близкими людьми, кому вы доверяете, возможно, они смогут помочь, подсказать. Подумайте о том, чем вы хотите заниматься после учебы, где и кем планируете работать. Помогут ли полученные в университете знания и навыки в этом? Если ответом будет "да" — это хорошая причина дать выбранному направлению ещё один шанс. "Нет" — можно перевестись на другой факультет или отчислиться и отправиться на поиски своего места, своего будущего.

И так, как же можно предотвратить выгорание или справиться с ним, если оно все-таки возникло?

Для начала давайте узнаем, что советуют специалисты по борьбе с синдромом эмоционального выгорания:

1. Измените график:
— сократите количество часов, которые вы проводите на работе;
— ежедневно делайте перерывы. Кроме обеденного, можно еще пару коротких;
— следите, чтобы не было переработки. Это поможет преодолеть синдром.

2. Выработайте навыки преодоления трудностей:

— снижайте уровень собственных ожиданий;
— переосмыслите поведение сотрудников;
— определите новые личные цели.

3. Используйте социальные ресурсы:

— запрашивайте поддержку своих коллег;
— пользуйтесь поддержкой своих друзей и родных.

4. Сформируйте размеренный образ жизни:

— уменьшайте уровень эмоционального напряжения (спорт, горячий душ, массажи и т. д.);
— помните, что есть жизнь вне работы. Это поможет избежать эмоционального истощения.

5. Улучшайте состояние своего здоровья:

— систематически занимайтесь спортом;
— спите достаточное количество времени;
— выбирайте здоровое питание.

6. Научитесь себя анализировать:

— изучите собственные желания и мотивы;
— снизьте свои ожидания, измените стандарты;
— управляйте своим состоянием.

7. Научитесь говорить "нет":

— выбирайте свои желания.

Анализируя свой собственный опыт и данные, полученные в ходе интервью, я определила несколько лайфхаков по борьбе с выгоранием во время учебы в ВУЗе:

  1. Заранее планировать поступление в ВУЗ и подавать документы на те направления, которые близки вашим интересам;
  2. Если сразу не понравилось обучение — не делайте поспешных выводов, не бросайте все слишком быстро. Возможно, через некоторое время ситуация изменится в лучшую сторону. Но ждать слишком долго тоже не нужно, иначе можно потерять много времени. В идеале первый курс точно нужно доучиться. А дальше уже можно определяться: продолжить обучение или прекратить;
  3. Найдите людей, с которыми можно будет обсудить обучение, поделиться с ними переживаниями;
  4. Постарайтесь понять, полезно ли для вас обучение в ВУЗе, пригодится ли оно вам в деле, с которым вы хотите связать свою жизнь в дальнейшем;
  5. Попробуйте наслаждаться студенческой жизнью, образовательным процессом. Определите для себя положительные стороны этого периода вашей жизни и всегда помните о них.

А если все-таки не получилось справиться с выгоранием и вы покинули стены университета — не переживайте. Возможно, высшее образование это пока не то, что вам действительно нужно. Ищите то, что будет по-настоящему приносить вам удовольствие и радость в жизни.

Алиса Кингсли. С любовью ко всему студенческому сообществу.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц