В этой статье разбираемся, как выйти из писательского ступора, с психологом и нарративным практиком Дарьей Кутузовой.
Чтобы получить другие советы этой серии и задания по работе с письменными практиками, подпишитесь на бесплатную рассылку «Пишем, чтобы исцелить себя и изменить мир».
________________________________________________________________________________________
Практически любой, кто когда-либо работал над книгой, сталкивается с периодами, когда писать невозможно. Либо от текста воротит, либо мы сталкиваемся с каким-то препятствием в развитии сюжета или концепции (и откладываем работу, чтобы разобраться; иногда — с опасением, что нам придется переделывать вообще все), либо в жизни стрясаются какие-то обстоятельства, требующие всего нашего внимания.
________________________________________________________________________________________
Как работать с непродуктивной полосой
Тот, кто впервые сталкивается с непродуктивной полосой, порой боятся, что не смогут вернуться к работе. К сожалению, нельзя сказать, что этот страх совсем не обоснован. На определенной стадии работы над большим творческим проектом то, что у нас получается, расходится с нашим представлением о хорошем и должном.
Это именно та стадия, на которой большинство начинаний оказываются брошенными.
- Главное здесь — пройти эту стадию, ставя себе четкие небольшие дедлайны и формулируя задачу не «написать хороший рассказ», а «дописать рассказ».
- Важно касаться проекта ежедневно, даже если все, что вы делаете — это перелистываете свои заметки или делаете запись в дневнике о своих чувствах, связанных с этим простоем.
- Важно быть терпеливыми, продолжать нарабатывать полезные навыки, знакомиться с хорошими примерами работ в своей сфере.
________________________________________________________________________________________
Ощущение творческого тупика — это часто стадия кокона в трансформации гусеницы в бабочку. Требуются терпение и отвага, чтобы свернуть в середине или в конце пути с нахоженной тропы — на территорию чего-то нового, где мы и обретем свой авторский голос.
________________________________________________________________________________________
Возвращение к работе над книгой после долгого перерыва похоже на то, как если бы мы после травмы или операции заново учились ходить.
После перерыва в писательском проекте нам требуется реабилитационный период. Мы должны начать медленно, с малых задач; но практиковать систематически, несмотря на дискомфорт. Восстановление и прогресс не будут линейными.
________________________________________________________________________________________