Найти в Дзене
Ульяна Смирнова

Толерантная молодежь – залог мирного богатства России

Французский писатель, поэт и эссеист Антуан де Сент – Экзюпери в своём произведении «Письмо заложнику» пишет: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» [6]. Исторически так сложилось, что в России проживает большое количество национальностей: русские, татары, украинцы, белорусы, башкиры, чеченцы, чуваши и многие другие. У каждой из них есть своя история, свои обычаи, нравы, традиции. Кроме того, люди разных национальностей отличаются внешне, порой имеют разные интересы и взгляды на жизнь, и это не должно становиться причиной разногласий и конфликтов, наоборот, мы должны «одарять» непохожих на нас людей, людей других национальностей и применять «дар» от них. Но, к сожалению, в современной России, как и во всем мире, мы видим ситуацию, когда между людьми разных национальностей возникают споры и противоречия. В этом и кроется проблема. Быть может, она будет исчерпана, если люди будут более понимающими, снисходительными и толерантными? Или же ес

Французский писатель, поэт и эссеист Антуан де Сент – Экзюпери в своём произведении «Письмо заложнику» пишет:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» [6].

Исторически так сложилось, что в России проживает большое количество национальностей: русские, татары, украинцы, белорусы, башкиры, чеченцы, чуваши и многие другие. У каждой из них есть своя история, свои обычаи, нравы, традиции. Кроме того, люди разных национальностей отличаются внешне, порой имеют разные интересы и взгляды на жизнь, и это не должно становиться причиной разногласий и конфликтов, наоборот, мы должны «одарять» непохожих на нас людей, людей других национальностей и применять «дар» от них. Но, к сожалению, в современной России, как и во всем мире, мы видим ситуацию, когда между людьми разных национальностей возникают споры и противоречия. В этом и кроется проблема. Быть может, она будет исчерпана, если люди будут более понимающими, снисходительными и толерантными? Или же есть другие решения? Проблема межнациональных конфликтов актуальна уже долгое время, но, как мне кажется, молодежь России более снисходительна и либеральна, чем старшее поколение, по отношению не только к национальности человека, но и к его религии, расе, социальному положению и так далее. Тогда можно ли говорить о том, что современная молодежь сведет межнациональные конфликты к минимуму?

Для того, чтобы ответить на вопрос, сможет ли толерантность решить проблему межнациональных конфликтов, нужно отчетливо понимать, что же такое толерантность. Слово «толерантность» происходит от латинского слова «tolerantia», что в переводе на русский означает терпение, терпеливость и принятие. Толерантность – это термин, обозначающий уважение, принятие и правильное понимание иного мировоззрения или образа жизни [7]. Кроме того, существует межнациональная толерантность – неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующийся на терпимость к образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям и верованиям. Таким образом, можно смело говорить о том, что толерантность – это решение всех межнациональных конфликтов, понимание и уважение людей с другой внешностью, другими жизненными стандартами, с иными взглядами на жизнь – это путь к мирному богатству не только России, но и других стран.

Важность толерантности настолько велика, что еще в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности [5]. Без толерантности мир охватили бы хаос и неразбериха, люди были бы агрессивны и неуважительны по отношению друг к другу, конфликты возникали бы не только между людьми разных национальностей, но и между людьми разных поколений, разных мировоззрений, религий. В доказательство этому можно привести пример из произведения М. А. Шолохова «Тихий Дон». С войны возвращается Прокофий Мелехов, но не один – из Турции он привез с собой жену, пленную турчанку, «маленькую, закутанную в шаль женщину». На отшибе, у Дона Прокофий построил свой курень, завел хозяйство и поселился здесь с женой. Отец Прокофия, Пантелей Мелехов, отделил сына, затаив обиду на него. До самой смерти Пантелей не заходил в курень Прокофия. Ходили слухи, что вечерами, на закате, Прокофий носит на руках жену на край кургана, где они вместе сидят, глядя в степь до тех пор, пока не потухнет заря. Если говорить о внешности жены-иноземки, то «одни утверждали, что красоты она досель невиданной, другие – наоборот». Однажды казаки с хуторского схода пришли к Прокофию и потребовали выдать им ведьму, чтобы устроить над ней суд. Один из казаков, намотав волосы турчанки на руку, вытащил ее из куреня и бросил под ноги толпе. Прокофий вбежал в дом, схватил шашку и бросился в толпу, но казаки уже «сыпанули в степь». У амбара Прокофий настиг одного из мужиков и разрубил его шашкой. Через полчаса в курень Прокофия зашли двое казаков. На пороге кухни лежала раненая турчанка. Сам Прокофий, не видя ничего вокруг, держал на руках преждевременно родившегося ребенка. Этим же вечером турчанка умерла, а недоношенного ребенка забрала мать Прокофия. Через месяц его покрестили и назвали по деду – Пантелеем [1]. Все это произошло лишь из-за того, что она отличалась от других по национальности, была другой внешне. За черные глаза ее сравнили с Сатаной. Жена Прокофия умерла из-за непринятия ее родными мужа, более того, жизнь ее ребенка также встала под угрозу. Не менее важной и о многом говорящей деталью этого произведения я считаю то, что в произведении ни разу не упоминалось имя турчанки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что толерантность очень значимое качество абсолютно для каждого человека.

Инцидент в Калмыкии с осквернением статуи Будды, цыганский бунт в поселке Плеханово Тульской области, балкарская тема, проблемы «русского меньшинства» в некоторых национальных республиках, радикализация ислама, захват и закрытие «салафитских мечетей» — все это свидетельствует о явных и скрытых социальных противоречиях, которые при определенных условиях приобретают форму межнациональных конфликтов. Задача государства и общества — внимательно наблюдать за состоянием межнациональных отношений, выявлять причины, вызывающие напряженность и в дальнейшем находить пути их решения. Без этого невозможно достижение главной цели государственной национальной политики Российской Федерации — упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации, как отмечено в указе Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" [2, 3]. Помочь избежать межнациональных конфликтов может именно государство. Я считаю, что будущее каждой страны в руках ее молодежи, именно поэтому я верю, что мы сможем добиться мира и согласия между всеми нациями в нашей стране.

-2

В заключение хотелось бы отметить, что большое количество национальностей России – это ее гордость, а дружба между ними – это мирное богатство страны. Безусловно, проблема конфликтов между представителями разных национальностей всегда была актуальна, но всегда нужно стремиться к минимальным противоречиям, уметь уважать и принимать людей не только с другой национальностью, но и с другими взглядами на жизнь, другим мировоззрением, интересами, религией, моралью.

Литературный список:

1. Михаил Шолохов «Тихий Дон», книга первая часть первая. URL: https://librebook.me/tihii_don/vol2/1

2. Хайкин С.Р., Бережкова С.Б. Социологический мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений Федерального агентства по делам национальностей//Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 97—110. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2016/135/2016_135_07_Haikin.pdf

3. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. №1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". URL: http://government.ru/docs/all/85503/

4. Жмырова Е.Ю. «О понятии толерантность и ее видах». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-tolerantnost-i-ee-vidah/viewer

5. Декларация принципов толерантности. URL: http://simfschoolinternat2.crimea.com/Декларация%20принципов%20толерантности.pdf

6. Антуан де Сент-Экзюпери «Письмо заложнику» глава шестая, перевод с французского Н. Галь. URL: https://librebook.me/pismo_zalojniku/vol1/1

7. Карта слов и выражений русского языка. URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/толерантность