Примерно в трёх километрах от Керчи, на холме посёлка Подмаячный близ мыса Фонарь, возвышается Еникальский маяк. Окружённый несколькими хозпостройками, он вздымается вверх и свысока глядит на Керченский пролив. Маяк здесь за старшего – все смотрят на него. В 2020 году бетонный страж пролива отметил двухсотлетие. «Крымский журнал» преодолел сотни километров и привёз из поездки специальный фоторепортаж о Еникальском маяке и его смотрителях.
Вместе с бетонной башней трудовую вахту вот уже 20 лет несёт начальник маяка Виталий Николаевич Мындра. «Я начальник маяка, а не смотритель», – исправляет он каждый раз, когда мы автоматически произносим устоявшееся словосочетание. Виталий Николаевич свою работу очень любит и ничего романтичного в ней не видит. «Работа ответственная, нам здесь не до баек», – серьёзно отвечает он на вопрос о легендах и русалках. «Я, вообще-то, человек военный, 27 лет отслужил на флоте, из них 15 на Севере – в Полярном. Потом вернулся в Керчь командиром части. А когда уволился в запас, пришёл работать на маяк. И вот уже 20 лет здесь», – рассказывает начальник. Виталий Николаевич многое сделал для того, чтобы Еникальский маяк сегодня функционировал, или, как говорят, был «живой». Ещё при Украине не раз ставился вопрос об автоматизации маяка, штат хотели расформировать. Но Виталий Николаевич доказал, что в таком сложном для судоходства канале сотрудники, обеспечивающие работу сооружения, необходимы.
В августе 2020 года Еникальскому маяку исполнилось 200 лет. Своё имя он получил от названия турецкой крепости Ени-Кале XVIII века, которая расположена в 5 километрах от него. Во время Великой Отечественной войны башня была полностью разрушена. Современная каменная постройка появилась только в 1953 году.
«Здесь раньше были киловаттная лампа и вращающаяся оптика. Лампа горела, оптика вращалась при помощи линз, свет фокусировался в луч и шёл по горизонту. Он делал два оборота в минуту, проходил через судно, и его было видно как проблеск. Потом поставили светодиоды, они экономичнее, потребляют полтора вольта – намного меньше, чем обычные лампы», – объясняет Виталий Николаевич.
Каждый маяк имеет особенности, чтобы судоводители могли зрительно определить своё местонахождение. В дневное время суток они ориентируются по внешнему виду и окраске башни, а ночью – по проблесковым огням. Наш маяк белого цвета и имеет три группы проблесков: семь и девять, два и шесть, семь и девять. Более того, у берегов мыса лежит затонувшее судно – это тоже одна из характеристик маяка, которая нанесена на карты.
С высоты маяка открывается панорамный вид на Азовское море, Керченский пролив, паромную переправу, Крымский мост и даже порт «Кавказ» на противоположном берегу.
Силами служителей Еникальского маяка на его территории появился маленький музей, где собраны интересные экспонаты. Среди них устройства, которые используются на маяках, и гигантские линзы.
Маяки как работали во всём мире, так и будут, считает Виталий Николаевич. И никакие новые технологии их не заменят. «Маяк – это зрительный определитель, который непрерывно несёт службу, а спутник может отключиться в любой момент», – подчёркивает он.
Текст: Маргарита Листьева
Фото: Лидия Ветхова