Мы с мужем раньше часто подписывались вместе под работами. Это решение пришло после того, как мы осознали влияние друг на друга.
Еще в училище была распространена практика, что студенты помогали друг другу. Бывает такое, что работа не идет, не получается изначально, а постановку необходимо закончить. Вот и брались писать друг другу. Это было очень интересно и полезно. Ведь на чужой работе замечательно видны ошибки и недочеты. На своей-то работе глаз уже замылился, и их не замечаешь. Да и почему то на чужих холстах всегда пишется легче и свободнее.
После училища мы с мужем учились в институте, много писали вместе. Даже если не брались дописывать и исправлять что-то на холстах, всегда подсказывали друг другу ошибки. У меня лучше получалась живопись, а у мужа был крепче рисунок. Так что мы дополняли друг друга.
Мы все делали вместе: ходили на этюды по одним же местам, ездили на выставки, на встречи с художниками. Это накладывало отпечаток на все творчество. Мне могла прийти мысль в голову, а реализовать на холсте мог ее другой. Или наоборот, глядя на картину мужа, в моей голове рождалось развитие его темы.
Поэтому мы приняли решение все работы подписывать вместе, даже если мы их писали порознь. Влияние никуда не денешь. Одна и та же среда накладывала отпечаток. И нас это устраивало, по крайней мере, в начале творчества.
Это вполне распространенная практика в искусстве. Кукрыниксы – самый распространенный пример. Люди объединяются для своего творчества, и это приносит свои положительные плоды. Обогащает всех участвующих. Это главное условие, а вот если оно нарушается, значит надо что-то менять.
Когда мы стали более зрелыми, у нас с мужем появились разные взгляды на творчество, перестали совпадать моменты, когда наступает вдохновение. Писать мы стали по-разному, в разное время, и уже стало невозможным просто взять кисть и что-то исправить в чужой работе. Да и содержание работ, поиск форм и своего стиля, колориты и фактура – все стало сильно отличаться.
Кончился период ученичества, и пришла зрелость. Наверное, это естественный процесс. Работы мы стали подписывать по-разному: каждый свои картины. И писать их стали каждый себе, стараясь, чтобы никто не мешал и не сбивал с толку. И это замечательно. Ведь стали раскрываться свои ресурсы у каждого, свое понимание этого мира.
Я поняла, что не важно, как вы работаете и подписываете свои работы. Главное, чтобы это было всем удобно и плодотворно в плане творчества. Этапы могут быть разные, и это делает творчество интереснее.
Надеюсь, моя статья будет полезна для вас. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и комментарии.