Когда-то, в 1976 году, эта книга стоила 3 рубля 46 копеек; её напечатали на глянцевой бумаге, с текстом в два столбца, с солидным количеством примечаний, а ещё кто-то вручную вклеивал репродукции. Не знаю, кто вообще в Советском Союзе решил издать работу шведского художника "невозможных фигур" Оскара Рейтерсверда, но этот редкий экземпляр теперь у меня, и моя библиотека пополнилась документалистикой... которая привела меня в уныние.
То, что я прочитала, просто похоже на протокол. Серьёзно, обзор на творческий путь импрессионистов получился очень сухим. Недостаточно просто бесстрастно и складно перечислить факты (хоть это и должен делать хороший документалист); я предпочту документалиста неправильного, который играет с фактами, окрашивает их иронией, придаёт форму, делает из фактов рассказ — да, все ещё правдоподобный и точный, но увлекательный!
Но а вообще из бесконечного потока трудно усвояемых фактов можно выудить поучительную историю: урок о том, что человеческое злословие и зашоренность вечны. Обычно мы привыкли слышать о том, что это с эпохой Интернета общество неплохо так попортилось: возможность написать кому угодно что угодно (условно) анонимно сделала нас аморальными, злыми, невосприимчивыми к чужой боли, токсичными...
Ага! В 1873 году благопристойным парижанам (включая высокоинтеллектуальных, образованных, воспитанных обозревателей искусства) хватило всего одной выставки импрессионистов, чтобы излить поток необъективной (и, по-моему, непристойной) критики: окрестить художников сумасшедшими, смеяться над тем, что у них якобы проблемы со зрением, рисовать обидные карикатуры на женские портреты — и всё это пошло в печать как нечто безобидное и никого не оскорбляющее. А во время первого аукциона импрессионистов набрасывались на картины с зонтами и палками — пришлось вызвать полицию, чтобы навести порядок.
Вот пример "отзыва" на творчество импрессионистов от Альбера Вольфа
"Пять или шесть душевнобольных, среди которых даже одна женщина, объединились, чтобы выставлять свои работы. Многие лопаются от смеха перед этими картинами. У меня же сжимается сердце... И это собрание грубейших непристойностей выставляют на всеобщее обозрение, не задумываясь над роковыми последствиями, к которым это может привести..." (и далее несколько ярких сравнений импрессионистов с умалишёнными).
И таких было много. Всё потому, что публике не угодила техника, в которой было недостаточно контура, точности, реалистичных оттенков и сюжетности. К слову, художественный стиль импрессионистов сравнивали с музыкой Вагнера, которая в то время считалась такой же "кошмарной", "невозможной к прослушиванию" (конечно, после этого захотелось его послушать).
На протяжении многих лет импрессионисты встречали свистящий до неприличия смех и отвращение, но не отказывались от своего видения и продолжали организовывать выставки. А теперь их картины, полные необычного света и мягкости мгновения, любимы многими.