Термин "поп-арт" (уровень современного "искусства", доступный наёмным работникам), внёс в общественное сознание искусствовед и художественный критик — Лоуренс Аллоуэй в шестидесятых годах прошлого столетия. При этом, отцом поп-арта считается американский художник Энди Уорхол.
Апологеты поп-арт утверждают, что любой предмет — это уже готовое произведение искусства, не являющиеся для нас таковым только потому, что для того нет необходимых культурных условий.
Т.е., чтобы понять, что, например, обычный велосипед — это произведение искусства, его необходимо повесить на стену в квартире, которая будет являться для него контекстом. И погружение в этот контекст вытеснит из вещи её первоначальное значение и одновременно наполнит её художественным качеством.
Поп-арт декларирует задачу творца не как созидателя художественного предмета или явления, а как комбинатора, придающего обыденным предметам качества произведений искусства.
Как художественное направление поп-арт имеет немало разновидностей, в том числе и как мастерство оформления витрин магазинов, но все они несостоятельны как искусство, поскольку ориентация на массовую нетворческую личность и программирование безудержного потребления — это эстетизированный фетишизм, а не духовная сфера человеческой деятельности, основанная на творческом воспроизведении окружающего мира.
Естественно, что поп-арт строго деиделогизирован. Наверное, ещё хлеще чем конституция РФ, но даже если рекламная пропаганда фетишизма вдруг (о, ужас!) коснётся социальной проблематики, то художник поп-арта встанет перед дилеммой: либо он так или иначе рекламирует американскую мечту и разделяет демократические ценности, либо оказывается никому не нужным, выброшенным из профессии сумасбродом...
Невзыскательное искусство позиционирует себя как бунтарское, анархическое и нонконформистское, но в действительности, конечно же, таковым не является. Поп-арт — это скорее охранительство, поскольку направлен на адаптацию подрастающего поколения к капитализму. В этом и кроется его главная функция для правящего класса.
Уорхола, как признанного короля поп-арта (ещё бы, ведь он вошёл в тройку самых продаваемых шарлатанов XX в.), закономерно продвигали толстосумы. Это с их волосатой руки о "homo universale" принялись трубить все нью-йоркские газеты, а рекламные иллюстрации в стиле "это грубый мир материальных вещей" — тех же раскрашенных кислотными цветами крышек из-под кока-колы, буржуазные искусствоведы, как по команде, принялись считать за высокое искусство.
Корни поп-арта — творчество нидерландских художников XVII-XVIII вв., отражавших своими картинами становление буржуазии, воспевавших вещи и товарные отношения между людьми в целом.
Причины успеха Энди Уорхола — предвосхищение для сильных мира сего необходимости управления массами через примитивизацию и опошление культуры. Другими словами, через насаждение и продвижение т.н. контркультуры.
Даже хиппующая молодёжь и все те беспорядки, на которые их провоцировала "революционная потенция" поп-арта, никогда не пресекала красных флажков капитализма. Всегда играла на буржуазном поле и по рыночным правилам. Именно поэтому, империалисты не сильно беспокоились по поводу молодёжных бунтов — они никак не угрожали стабильности капиталистической системы.
Говоря: "Я хочу быть Бизнесменом Искусства, или Бизнес-Художником. Успех в бизнесе — самый притягательный вид искусства", Энди Уорхол манифестировал цель поп-арта как идеализацию вещей, а в конечном итоге как консервацию отношений эксплуатации человека человеком в классовом обществе.
____________________________________
Послесловие
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I. Общественно-политический журнал «Прорыв»
II. Газета «Прорывист»
Поддержите редакцию деньгами:
I. Принципы финансирования
II. Подписка на газету
III. Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора
IV. Заказ нашей книги "Жизнеописание красного вождя"