Найти в Дзене
Владимир Добрицкий

Такая вот любовь: "Коварство и любовь" Шиллера на сцене Молодежного театра в Ростове-на-Дону

Этот спектакль примут не все, кто любит РАМТ. И даже не все, кто любит театр, как искусство. Но именно поэтому мне захотелось о нем написать. Правда, я побывал на генеральном прогоне спектакля, а не на премьере. Не буду пересказывать шиллеровский сюжет. Разе что, очень кратко и не полностью. Сын президента фон Вальтера влюблён в дочь простого музыканта Луизу Миллер. Её отец относится к этому с недоверием, так как брак аристократа с мещанкой невозможен. На руку Луизы претендует и секретарь президента — Вурм, он уже давно посещает дом Миллеров, но девушка не испытывает к нему никаких чувств. Президент фон Вальтер не желает, чтобы его Фердинанд стал мужем какой-то девки Луизы. Пожалуй, хватит, чтобы понять, что сюжет вечен. Он вне времени. Во-первых, просто примем за сто процентов , что на сцене ростовского Молодежного перед нами разворачивается не "Коварство и любовь" Шиллера, а "Коварство и любовь" режиссера Дмитрия Акриша. Очень режиссёрская версия событий. Во-вторых, как написала

Этот спектакль примут не все, кто любит РАМТ. И даже не все, кто любит театр, как искусство. Но именно поэтому мне захотелось о нем написать. Правда, я побывал на генеральном прогоне спектакля, а не на премьере.

Скрипач Миллер(Сергей Гуревнин), его жена (Людмила Мелетьева)и дочь Луиза (Наталья Закоптелова)
Скрипач Миллер(Сергей Гуревнин), его жена (Людмила Мелетьева)и дочь Луиза (Наталья Закоптелова)

Не буду пересказывать шиллеровский сюжет. Разе что, очень кратко и не полностью. Сын президента фон Вальтера влюблён в дочь простого музыканта Луизу Миллер. Её отец относится к этому с недоверием, так как брак аристократа с мещанкой невозможен. На руку Луизы претендует и секретарь президента — Вурм, он уже давно посещает дом Миллеров, но девушка не испытывает к нему никаких чувств. Президент фон Вальтер не желает, чтобы его Фердинанд стал мужем какой-то девки Луизы. Пожалуй, хватит, чтобы понять, что сюжет вечен. Он вне времени.

Во-первых, просто примем за сто процентов , что на сцене ростовского Молодежного перед нами разворачивается не "Коварство и любовь" Шиллера, а "Коварство и любовь" режиссера Дмитрия Акриша. Очень режиссёрская версия событий.

Миллер  и Вурм.
Миллер и Вурм.

Во-вторых, как написала в своем посте в одной из социальных сетей моя коллега : "постановка получилась абсолютно не ростовской". И она права. Но следует ли из этого, что спектакль плох? Как говорят те, кто присутствовал на премьере - зритель уходил. Но ведь я хорошо помню, как зритель уходил и с "Маленьких трагедий" в ростовском театра драмы им. Горького режиссера Кирилла Серебренникова. А мэтр этого театра, к моему сожалению, уже покойный Игорь Александрович Богодух, лично рассказывал мне, что даже кричал на Серебренникова на худсовете, когда решалась судьба этой постановки. Настолько это было непривычно. Справедливости ради скажу, что я тогда тоже ушел с премьеры, не дождался второго отделения. И спектакль давно уже не в репертуаре театра. Но речь сейчас не об этом. Вернемся к "Коварству и любви".

Президент фон Вальтер (Александр Семикопенко) и его супруга (Ольга Щелокова)
Президент фон Вальтер (Александр Семикопенко) и его супруга (Ольга Щелокова)

На сцене РАМТ курят, целуются, ругаются и кричат. При этом, много и того, и другого, и третьего и четвертого. С первых секунд и до самого финала натянутый нерв пронизывает действие спектакля. Здесь все на грани, на пределе. Президент фон Вальтер заедает стресс, грызёт ногти, его жена отбивает ноготками дробь по экрану мобильного телефона, секретарь президента Вурм упоительный в своей подлости кричит, как конечный, почти до неузнаваемости меняется скрипач Миллер после тюрьмы. Кричат друг на друга Луиза и Фердинанд, Луиза и леди Мильфорд. На сцене всё кипит в огромном котле страстей. И постоянно слышен стук сердца.

На мой вкус с ругательствами и криком несколько перебрали. Литературного слова "сука" было очень много. Кричали тоже ого-го как! Но тут я могу понять - это такое эхо страстей, которыми пропитано действие. Режиссер, вероятно, так поставил задачу. Если нервничаешь, если в тебе все закипает, если ты в отчаянье - значит надо кричать. Спорно, но принимается.

Справа Вальтеры - слева Миллеры
Справа Вальтеры - слева Миллеры

Минимум декораций. Два стола - две семьи. Действие часто разворачивается параллельно и в том, и в другом доме. Работа со светом. И сердце. Постоянно стучит сердце. Все это привлекает внимание, хотя ты постоянно ловишь себя на мысли, что это какой-то эксперимент. Такая игра в психологический театр. Но если зритель не только уходит, но и плачет в финале, значит основной посыл удался?!

Несколько слов об актерских работах.

Президент фон Вальтер Александр Семикопенко - это что-то невероятное. Сцена, где он планирует свадебное торжество - добро пожаловать в учебники по актерскому мастерству! Самая трагическая роль, на мой взгляд. Настолько любить сына, чтобы сознательно сломать ему жизнь. Его жена в исполнении Ольги Щёлоковой гармонична и естественна в своем материнском коварстве, удовольствие наблюдать за ней. Родители Луизы - учитель музыки Миллер (Сергей Гуревнин) и его супруга ( Людмила Мелентьева) очень достойная пара. Не сопереживать им невозможно. И если я и раньше видел Мелентьеву в сильных и запоминающихся работах, то Сергей Гуревнин прошел "мимо меня", но тут, безусловно, приковал к себе внимание.

Это трудный, жесткий и смелый спектакль. Он не всем понравится. Далеко не всем "зайдет", как сейчас принято говорить. И если это понимали и режиссер, и руководство театра, то это смелость вдвойне. На сцене нет счастливых людей. Все эти люди искалечены. И хочется, чтобы Господь простил их всех, помиловал бы их. Потому что так черно на свете быть не должно.