Найти тему
Attorney at Law

Вакцинация: как ее сделали обязательной и почему ей не доверяют

Вакцинация
Вакцинация

Явное нежелание граждан России получать прививку от ковида и, как следствие, низкие темпы вакцинации стали сюрпризом для власти, а выдвинутые объяснения причин - несознательность людей, легкомысленное отношение к здоровью, «авось» - банальности, которые совсем не указывают на суть проблемы.

При этом риторика представителей власти претерпевает большие изменения - от президентских заверений месячной давности о том, что вакцинация может быть только добровольной, до текущих заявлений практических всех представителей власти, включая Кремль, о том, что невакцинированным придется смириться с дискриминацией. И это несколько снижает степень добровольности прививок. Мягко говоря.

Ограничения
Ограничения

За риторикой изменились и принимаемые решения - 22 июня 2021 г. городские власти Москвы объявили о возвращении к системе QR-кодов для посещения общепита и о других ограничительных мерах. Коды предполагается выдавать прежде всего вакцинированным, а еще тем, кто переболел вирусом не ранее полугода назад и тем, кто сдал отрицательный ПЦР не ранее 3 дней назад. Альтернатив вроде бы три, но на самом деле одна, ведь сдавать ПЦР-тест каждые 3 дня и накладно и неудобно, а болеть тоже как-то не хочется.

Подмосковье идет дальше и всерьез обсуждает допуск по QR-кодам не только в рестораны, но даже в общественный транспорт. Не отстают и другие регионы - новые коронавирусные ограничения и давление на невакцинированных становятся повсеместным инструментом.

Сейчас всем нам важно понять - вакцинация де-факто стала обязательной, хотя об этом и не говорят прямо.

Инструментарий обязательной вакцинации и кого представят ответственным за него.

Пока видно два уровня тех, кто назначен ответственным за реализацию непопулярных решений о фактически обязательной вакцинации.

Губернаторы

«Например, та же тема вакцинации. Многие начинают прикрываться словами президента, который говорил, что обязательной вакцинации быть не может. Да, на федеральном уровне у нас нет закона об обязательной вакцинации, но на региональном уровне обязательная вакцинация для большинства категорий людей, которые взаимодействуют с другим людьми, это совершенно решение назревшее и регионы должны смелее это вводить» - сенатор А. Клишас в эфире RT

Таким образом, ответственность за дискриминацию невакцинированных ложится на региональные власти. Именно они должны принять на себя неизбежную волну негатива и недовольства, связанных с этим.

Работодатели

Но и региональные власти не поставлены на острие удара. Реальная обязательность вакцинации будет проводиться в жизнь руками работодателей, и именно им предстоит применять меры к тем работникам, которые откажутся от прививок "без объективных показателей".

Если в регионе постановлением главного санитарного врача введена обязательная вакцинация работников по секторам экономики, то непривитых можно отстранять от работы без сохранения зарплаты. Работодателям, которые не обеспечат вакцинацию нужного процента работников (в Москве, например, это 60%) грозят или крупные штрафы или административное приостановление деятельности.

Фактически это означает, что работодатели и работники поставлены перед выбором - или прививка или потеря средств к существованию.

Из всего этого можно сделать следующие выводы:

  • вакцинация стала обязательной
  • инструмент обеспечения ее обязательности избран не ясный и честный - официальное объявление и прямой диалог, а иезуитский - руками регионов, которые действуют руками бизнеса и формально людей принуждает прививаться частный субъект, работодатель, а не убеждает по сути никто

Понятно, что желания привиться у общества такой порядок обеспечения вакцинации не повышает.

Причины
Причины

Вместе с тем, за рамками обсуждений остается важнейший вопрос - причина, по которой люди не хотят вакцинироваться. А она, думаю, проста - недоверие. Люди попросту не доверяют тому, что говорит им власть. И о прививках и по другим вопросам. И корень этого недоверия в целом - в отсутствии конкурентной политики и независимого правосудия, а в вопросе о прививках - еще и в непоследовательных действиях власти в связи с ними.

Начнем со второго. Россия еще в августе 2020 г. объявила о том, что у нас разработана и испытана первая в мире общедоступная вакцина Sputnik V (за 2 месяца до этого была представлена китайская вакцина, но только для военных). После этого была начата широкая кампания по продвижению Спутника V на международном рынке, масштабные переговоры, поставки в другие страны, лицензирование для производства за рубежом.

Внутри страны никакой активной прививочной кампании не было. Спутник V где-то существовал, победоносно шествовал по планете, разрабатывались новые прививки (ЭпиВакКорона, КовиВак и другие), нас призывали гордиться достижениями нашей медицинской науки, на коллектив исследователей пролился дождь наград, и общество не предупреждали о возможности резкого ухудшения ситуации.

В конце 2020 г. было объявлено, что пандемию еще полностью не победили, но 2021 г. будет годом восстановления нормальной жизни и в целом ситуация улучшается благодаря принятым в 2020 г. антивирусным мерам.

Вполне понятно, что граждане, которые услышали от власти такие сигналы - "наши меры эффективные, ситуация улучшается и без обязательных прививок", не стали спешить прививаться. И неожиданный экстренный рост заболеваемости в июне 2021 г. добавил людям не решимости получить вакцину, а сомнений в компетентности власти.

Но есть и еще более глубинная и застарелая проблема. Недоверие в власти в целом, по широкому кругу вопросов. Граждане привыкли жить без конкурентной политики и без независимого правосудия, и, с одной стороны, стремятся к твердому порядку, а, с другой стороны, не чувствуют, что власть представляет и защищает их интересы и не чувствуют реальной возможности отстоять свои права в случае правового конфликта, особенно перед лицом сильных и богатых.

Этим порождается глубокое недоверие к тому, что власть говорит и предлагает, в том числе и к вакцинам. Люди ждут подвоха - побочных эффектов, заражения мифическими болезнями, чипирования, чего угодно, верят в любые страшные истории. И традиционно считают более надежным источником рассказ "одной знакомой, у которой есть дочь, у которой есть подруга, которая знает одного врача-академическое светило, который по секрету сказал, что от вакцин выпадают волосы и возникает рак", чем любые официальные заявления, данные исследований, статистические показатели и т.д. И именно поэтому так велик спрос на поддельные сертификаты о прививках.

Власти же в этих условиях нечем подкрепить инструменты т.н. «жесткой силы» - ограничения, штрафы, коды, обязательное отстранение от работы и прочее. Инструментов «мягкой силы» - диалога, доверия, неформального общественного влияния она не наработала.

Выводы

  1. Прогресс и процветание общества возможны только при длительном стабильном существовании общественных и государственных институтов. Такая стабильность реальна только при справедливом балансе интересов широких масс граждан и правящей элиты, осознающей данную страну как основу своей жизни и жизни своих будущих поколений.
  2. Если власть во всякой ситуации (как, например, с прививками) выбирает иезуитский путь, позволяющий, как ей представляется, сохранить сакральный авторитет своей верховной составляющей, игнорируя прямой и честный диалог с обществом по существу проблем, правящая элита еще незрела и не способна в полной мере осознать данную страну как гарант жизни и процветания своих будущих поколений.
  3. Революционность и ниспровергательство у себя дома неприемлемы. Ломать и рушить можно чужие государства, свое - никогда.
  4. У гражданского общества путь борьбы за свои права и за прямой и равный диалог с властью лежит через скучные и рутинные процедуры в суде, на выборах и в иных предусмотренных законом формах. Борьба эта должна быть массовой, упорной, неустанной и не прекращающейся никогда.
  5. У правящей элиты и сформированной ею власти нет альтернатив, кроме честного и равного диалога с гражданским обществом, только так можно достичь стабильности на многие поколения вперед.

По моему мнению, именно таким образом можно достичь доверия и реализации даже непопулярных мер без каких-либо потрясений. Инструменты "жесткой силы" крайне дороги и обоюдоостры. Инструменты "мягкой силы" работают незаметно, эффективно, поддерживают и воспроизводят сами себя. Реальный порядок и стабильность достигаются только их сочетанием.

Вакцинация - лишь частный случай.