Найти в Дзене
Июньский кот

Альтернативная история: мир единой Кореи

Могла Корея остаться единым государством после освобождения от японской оккупации в 1945 году?

Далее в статье обсудим, при каких условиях это и в самом деле могло бы произойти. Но сначала разберемся, а какие именно события привели к расколу страну после 1945 года.

В результате русско-японской войны 1904-1905, которая проходила на территории Кореи и северо-восточного Китая и была начисто проиграна Россией, Корея была оккупирована японскими войсками. В 1910 году Корея стала непосредственной частью Японской империи, был установлен жесточайший колониальный режим. Но при этом возникло множество групп, боровшихся с оккупацией.

11 февраля 1945 на конференции в Ялте Сталин согласился не позже, чем через три месяца после окончания войны в Европе, начать войну против Японии. Взамен США и Британия дали гарантии, что СССР получит Южный Сахалин и Курилы, и что социалистическая Монголия будет всеми признана как суверенное государство и не вернется в состав Китая, частью которого была до 1911 года.

На Потсдамской конференции (июль-август 1945 г.) США предложили провести разграничительную линию между действиями советских и американских войск в Корее по 38-й параллели. Советская сторона приняла это предложение.

8 августа 1945 года Советский Союз, исполняя обязательства, объявил войну Японии, и 9 августа советские войска перешли китайскую границу, начались авиаудары по японским военным объектам в Корее и Китае.

Группировка Красной Армии состояла из трех фронтов - Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточного фронтов (под общим командованием маршала Александра Василевского) и включала 11 общевойсковых, одну танковую и три воздушных армии, всего более полутора миллионов человек, а также включала войск Монгольской Народной Республики.

Японская Квантунская армия (под командованием генерала Отодзо Ямады) состояла из трех фронтовых объединений (по две полевые армии в каждом, одно — в Корее), одной отдельной армии и двух воздушных армий (одна — в Корее). Всего - около 1,3 млн человек.

11 августа советская 25-я армия (из состава 1-го Дальневосточного фронта, командарм — генерал-полковник Иван Чистяков) вошла на территорию Кореи. 12-13 августа, не встретив сопротивления, высадились морские десанты в портах Унги и Наджин. Их успеху способствовало то, что в рядах советских войск было множество корейцев, советских граждан и бойцов антияпонского сопротивления, ранее перешедших на территорию СССР. И наоборот, взятие порта Чхонджин сопровождалось тяжелыми боями.

15 августа император Японии Хирохито объявил по радио о прекращении сопротивления. Однако часть японских офицеров не приняла приказ, и бои на севере Кореи завершились только 17 августа, когда началось разоружение японских войск, продлившееся до конца августа. 24-25 августа советские войска вышли к 38-параллели, которая была оговорена как демаркационная линия между советскими и американскими войсками.

Всего в боях за Корею было потеряно убитыми и ранеными 1963 советских солдата и офицера. Многие из них покоятся на "советском" кладбище в Пхеньяне, которое по сей день содержится в образцовом порядке.

Японские власти в Корее уже 10 августа поняли, как будет развиваться ситуация, и вступили в переговоры с Ё Унхёном (одним из лидеров антияпонского сопротивления). Японцы согласились без сопротивления передать власть Ё Унхёну (в 1947 году он был убит корейским правым националистом), взамен они получали гарантии безопасной эвакуации на родину (всего более 800 тысяч гражданских служащих и военных). 16 августа под руководством Ё Унхёна был создан Комитет по подготовке к строительству государства (КПСГ), взявший на себя функции правительства Корейской Народной Республики. На всей территории Кореи были создавались народные комитеты, поддерживавшие порядок на местах. Правые националисты не пожелали сотрудничать с комитетами, но коммунисты приняли в них активное участие.

На освобожденных территориях было создано Управление советской гражданской администрации, которое возглавил генерал-майор Андрей Романенко. Его задачей было содействие народным комитетам для нормализации жизни в стране. Во второй половине сентября из Владивостока в Корею прибыл новый помощник советского коменданта Пхеньяна Ким Ир Сен, который в 30-х годах руководил партизанским отрядом, а затем под давлением японских войск перешел на территорию СССР, и стал капитаном Красной Армии. В первый раз он выступил на митинге в Пхеньяне 14 октября.

8 сентября в южном порту Инчхон начали высаживаться американские войска, 9 сентября японский генерал-губернатор Кореи Абэ Нобуюки в Сеуле капитулировал перед ними.

К северу от 38 параллели советские войска не стали вмешиваться в процесс самоуправления, признав власть Корейской Народной Республики. Корейцы, работавшие в японской администрации, подверглись репрессиям как государственные изменники. Также началась аграрная реформа, в ходе которой помещичья земля была передана крестьянам. Но на Юге американцы не признали Корейскую Народную Республику, власть взяла американская военная администрация, хотя комитеты пытались действовать и на Юге. Корейцы-коллаборационисты из японской администрации сохранили свои места в новой американской администрации. Аграрную реформу не провели, земля осталась у помещиков, что вызвало сильнейшее недовольство населения, вплоть до восстаний.

16 мая 1946 года началась работа Московского совещания, которое должно было решить вопросы нормализации ситуации в Корее. Было достигнуто соглашение по таким пунктам:

1) Создать общекорейское Временное правительство,

2) Создать совместную советско-американскую комиссию для поддержки Временного правительства,

3) Не более чем на пять лет устанавливается режим опеки, осуществляемый СССР, США, Британией и Китайской Республикой (Гоминьданом).

Но все это осталось лишь пожеланиями на бумаге. Советско-американское совещание (САС) начало работу, но сразу же столкнулось с критическими трудностями. Большинство левых партий и движений поддержали итоги Московского совещания, включая пункт о временной опеке. В условиях симпатий большинства населения к коммунистам, всегда бывших ядром антияпонского сопротивления и проводившим земельные реформы, коммунисты могли рассчитывать на контроль над Временным правительством. В то время как правые партии и движения в большинстве не приняли идею опеки.

Советская сторона САС предложила формировать Временное правительство только из тех партий, которые признали результаты Московского совещания, и которые были в основном левые. Но американская сторона предложила список из правых партий, большинство из которых не признавали Московское совещание, в многие были численностью менее 10 тыс. человек. При этом остались за бортом левые движения, состоявшие из сотен тысяч человек, что было неприемлемо для СССР и КПСГ.

В ответ на этот дискриминационный шаг, КПСГ отказалась признавать законность американской администрации на Юге, и перешла к активному сопротивлению. В сентябре 1946 года, пользуясь тяжелой экономической ситуацией, ими была организована всеобщая забастовка на Юге. 1 октября 1946 на Юге началось восстание, в котором приняло участие около 300 тыс. человек, при его подавлении погибло 300 человек, пропало без вести 3600 человек, 26 тыс. чел. арестовано.

Далее США предложили провести отдельные выборы на Севере и Юге, но СССР отклонил этот вариант. В ответ США перенесли рассмотрение вопроса в ООН, где их сторонники были в большинстве. Это означало отказ США от исполнения решений Московского совещания. Южный политик Ли Сынман публично потребовал создать отдельное правительство на Юге, и затем вынудить СССР покинуть Север. ООН приняла решение «провести выборы там, где это возможно», то есть на Юге. 15 августа 1948 года на Юге была создана Республика Корея. В ответ на Севере 9 сентября была создана Корейская Народно-Демократическая Республика. При этом к выборам в КНДР допускались представители южных движений. Но раскол страны стал уже свершившимся фактом. Страна двинулась к попытке объединения силовым путем, то есть к войне 1950 – 1953 гг.

При каких изменениях в этих событиях Корея оставалась бы единым государством?

Прежде всего, фактически раздел страны был предопределен в тот момент, когда американские войска начали высадку в Корее 8 сентября 1945 года, и затем взяли под свой контроль весь Юг, при том, что советские войска остановились на 38-й параллели. США ни в коем случае не позволили бы левым силам прийти к власти на Юге, жестоко подавляя любые народные восстания, даже привлекая для этого бывшую прояпонскую коллаборационистскую администрацию.

Поэтому главным шансом избежать раскола было продвижение советских войск южнее 38-й параллели, и занятие Сеула, а затем портов Инчхона и Пусана, что сделало бы невозможной высадку американцев на Юге. А в ответ на претензии США «мы же договаривались» можно было бы ответить что-то вроде «извините», и добавить, что военная ситуация в августе требовала полного разгрома и разоружения японских войск на всем полуострове. И в любом случае, еще надо разобраться, а по каким причинам СССР не получил обещанную оккупационную зону в Японии. В этом случае, на Юге были бы проведены полная ликвидация японской оккупационной администрации, и земельная реформа, выгодная большей части населения, а затем на волне популярности коммунистов, они легко бы выиграли и выборы на Юге. Да и вообще, жесткого деления на Север и Юг не было бы изначально.

Как другой вариант, на Потсдамской конференции могло быть заранее оговорено продвижение советских войск по всей территории Кореи, например, взамен на отзыв претензий СССР на оккупацию части Японии (что все равно не было реализовано). В этом случае левые силы либо сразу пришли бы к власти, либо произошла бы гражданская война против правых сил, с победой коммунистов (как это случилось в Китае в 1945 – 1949 году).

Конечно же, может возникнуть вопрос - а как же война 1950 - 1953 гг.?

Ведь на первом этапе войны северяне почти разгромили южный режим. На самом деле, не совсем. Северяне в самом деле разгромили южную армию и заняли 90% территории Юга, но были вынуждены остановиться, столкнувшись с ограниченным американским контингентом на юго-востоке страны. Корпус, несмотря на громкие поражения, вроде разгрома северянами 24-й пехотной дивизии у Тэджона, американцы удержали Пусанский периметр, и дождались высадки крупных сил США и ООН. Для быстрого взятия Пусана, до начала высадки войск США/ООН, северянам нужна была дополнительная поддержка Китая и СССР, что могло вывести войну на неконтролируемую международную эскалацию, поэтому такой вариант нужно считать нереалистичным.

Есть другой, не менее интересный вопрос – а чем отличалась бы такая «большая КНДР» от реальной КНДР? Вполне очевидно, что жесткость и закрытость режима КНДР обусловлена именно логикой противостояния с другим государством корейского народа в течение длительного времени (тут, кстати, надо заметить, что при всех демократических преобразованиях в 80-90-е годы, южный режим тоже вообще совсем не сахарный). В большой КНДР не было бы необходимости в гипермилитаризации (которая есть и на Юге), и в изоляции от внешнего мира (и в первую очередь от Южной Кореи). Кроме того, население большой КНДР составило бы не 25, а 75 млн человек (на данное время), при вдвое большей территории и доступе к большему числу морских портов.

Скорее всего, в большой КНДР установился бы режим «мягкого чучхе», во многом похожий на КНР после реформ Дэн Сяопина:

  • открытый для международных контактов,
  • более экономически развитый, чем реальная КНДР (из-за отсутствия жестких американских санкций), но менее развитый, чем реальная южная Корея (по причине отсутствия финансовой поддержки со стороны США),
  • имеющий менее крупные вооруженные силы, чем реальные две Кореи, каждая по отдельности,
  • имеющий менее жесткий политический режим, чем реальная КНДР,
  • не имеющий военных баз США на своей территории, и потому фактически суверенный, в отличие от реальной Южной Кореи (хотя будет ощущаться сильное влияние Китая).

Так бы выглядела единая Корея.

Другие статьи по теме альтернативной истории на канале.

Статья о советской Прибалтике уже в 1920 году,

Статья об альтернативной истории Италии (две Италии).

Статья об альтернативной истории Молдавии и Румынии.

На этом спасибо за внимание!