«Каждый из нас уникален душой и телом – не было телесно и духовно меня до меня и не будет меня после меня. Будут только похожие на меня, как были они и до меня. Похожие, но не в точности, как не будет и не было никогда такого же в точности желтого, засушенного листика березы…» (М.Е.Бурно «О характерах людей»).
- Эндокринный психопат. В основе его – дисплазия (неправильное развитие) прежде всего эндокринной системы (системы желез внутренней секреции), что сказывается, в том числе, и в половых извращениях, в отсутствии нормального полового чувства и т. д.
Сами эти люди нередко больными или неполноценными себя не считают, даже часто довольны, счастливы своею особой природой.
Творчество таких людей, обнаруживающее тонкое, сложное смешение характеров, с мягким размыванием типично мужского и типично женского, может быть по-своему прекрасно, одухотворено. Какими-то особыми гранями оно созвучно и многим настоящим мужчинам, и настоящим женщинам. И в то же время, это нередко утонченное духовное богатство не могло бы быть создано настоящими мужчинами или настоящими женщинами. Это проявляется в живописи Леонардо да Винчи и Караваджо, поэзии Сапфо (Сафо) и Цветаевой, в произведениях Андерсена, Уайльда, Моэма и музыке Чайковского.
- Полифонический тип характера – это своеобразная характерологическая мозаика, порожденная шизотепическим или шизофреническим процессом, который уже отзвучал или настолько мягок, что обнаруживает себя ни бредом, ни галлюцинациями, а в основном, характерологически.
Поскольку наличествует здесь, как правило, «несколько реалистических радикалов» (характеров), мироощущение такого человека видится все же материалистическим, но «странным», «загадочным», поскольку соединяется несоединимое.
Это отчетливо видится в картинах Босха, Дали, Пикассо, Малевича, Филонова. Такое творчество производит впечатление странновато-неземного реализма. У циклоида, в характере движется настроение, но именно это дарит полифонисту невиданные творческие горизонты и пропасти в искусстве.
О «полифоническом» характере как характере, возможно говорить лишь «в широком смысле». Этот же «характер» нередко заметно движется - изменяется болезненным процессом, если этот процесс не завершился. Когда, вследствие даже очень мягкого течения процесса, на первый план выходит в личностной картине то один, то другой характер («сегодня я аутист, а завтра – сангвиник»), да еще время от времени наплывает тоскливость - напряженность с безразличием, то о характере возможно говорить, лишь условно.
«Естественно, что высокое, сложное творчество как выражение сложной, страдающей индивидуальности есть все же удел людей с более или менее болезненной душой, с болезненно усиленными чертами характера. Таким образом, подлинное творчество есть лечение от страдания, как удивительно сгущенно показал это Дюрер в своей «Меланхолии» (1514).
(М.Е.Бурно «О характерах людей»).
Всем счастья и здоровья, быть добру! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал.
Обучаю рисованию