Темпы экономического роста позволили многим приобрести собственные автомобили. Пробки в столице были закономерным явлением. И город стал целенаправленно развиваться по пути автомобилизации и вытеснения общественного транспорта.
Что получилось?
- Рост автомобилизации
- Пробки
- Нет внеуличного общественного транспорта, который не стоит в пробках
- Город старый - места для парковок нет. Автомобиль занимает места раза в два больше, чем рабочий кабинет: если город застроен офисными центрами по 30 этажей, рядом с каждым для парковки потребовался бы 60-этажный паркинг...
- Из-за пробок наиболее зажиточные граждане переселяются в пригороды, но продолжают работать в центре. Магазины и рабочие места загружены, как и прежде.
- Город пропитан пропагандой автомобильного образа жизни, общественный транспорт - "для бедных"
- Трамвайные линии, предоставлявшие относительно качественный сервис, плавный ход и т.п., начинают заменять автобусами "для улучшения автомобильного движения".
- В условиях, когда общественный транспорт фактически свёрнут, оставшиеся жители уже вынуждены пересесть на дешевеющие автомобили. Дальнейший рост пробок, тотальная нехватка парковок
- Сносятся кварталы города для прокладки новых дорог и развязок
Правда, похоже на Москву? Но это не Москва...
Это Детройт, середины прошлого века, автомобильная столица США. Машины, которые сделали прославили этот город в конечном итоге его и погубили. Что было дальше?
В условиях катастрофической нехватки парковок сносятся исторические здания в самом городе, появляются "выбитые зубы" (это хорошо видно на современных гугловских картах - примерно половина мест, ранее занятых домами - асфальтированные пустыри для отстоя железа). Наконец, последняя стадия - парковками застраиваются театры... Парковка прямо в зале одного из некогда великолепных театров Детройта - одна из самых диких фотографий... Не надо объяснять, что если бы можно было парковаться на улице, театр переделывать бы не стали...
Итак, здания снесены - на их месте "парковочные дыры", театры закрыты - там устроены парковки... Приехать в магазины в центре города невозможно - парковок не хватает, а в это время в пригороде открываются молы, прекрасно обустроенные для автомобилистов. Таким образом, живущим в пригороде богатым больше НЕЗАЧЕМ ехать "в центр". Закрываются магазины, лишаются работы люди - и город умирает... Как результат, в течение десятилетий целые районы города оказались оставлены жителями. Небоскрёбы, заводы, жилые кварталы стоят заброшенные и разрушаются от времени и вандализма. В Детройте можно увидеть улицы, на одной стороне которых ярко горят витрины дорогих магазинов, а на другой стоят здания с разбитыми стеклами, из стен которых прорастают деревья.
Вместо того, чтобы развивать общественный транспорт, велоинфраструктуру, места для отдыха пешеходов, у нас продолжают плодить автомобилистов. Трамвайные маршруты закрывают и отдают место для дорог. Даже плохая трамвайная ветка перевозит 5,000-6,000 человек в час, а хорошая до 18,000. Автомобильная улица (полоса) перевозит 800 человек, 2000 человек в час, если это магистраль типа МКАДа. Еще больше дорог, еще шире магистрали, еще больше развязки, чтобы еще больше машин ломились в центр города застревая в бесконечных пробках и отнимая у пешеходов последний тротуарчик. Во дворах все свободное место отдают под парковки, людям негде гулять. А что дальше? Скоро парковку сделают на Красной площади, а затем в Большом театре. А потом Москва умрет.
Какой первый вопрос задает девушка парню после знакомства? Правильно: "А какая у тебя машина?". Если у тебя нет машины - ты лох. "На общественнном транспорте ездят только неудачники". Это с детства всем внушают. Поэтому первым делом молодой человек старается наскрести на любой драндулет, чтобы захламлять им двор и улицы города.
Конечно, наземный общественный транспорт сейчас находится в ужасном состоянии и добровольно пользоваться им ни один нормальный человек не будет. Но много вы слышали, чтобы люди требовали хороший и удобный общественный транспорт? Хорошие дороги требуют, новые развязки требуют, отмену пошлин и дешевый бензин требуют. Автомобильное лобби очень сильное. А что пешеходы? А пешеходы послушно молчат. Хотя их большинство. Вот мы и имеем город, который автомобили скоро погубят.
Автомобиль в большом городе - это роскошь. И это не только в Москве. Наши города не приспособлены для такого количества автомобилей. Или мы загоним автомобилистов в рамки, или они разрушат и уничтожат города. Я не призываю завтра всех пересесть на неудобные автобусы или перегруженное метро. Понятно, что за один день проблема не решается. Но очень важно, чтобы у нашего общества как можно быстрее появился запрос на нормальное развитие города. Мы должны требовать не новые развязки и дороги - а удобные скоростные трамваи, быстрые современные автобусы, сеть велодорожек по всему городу и выделенные полосы. И человек, приезжающий в центр на огром внедорожнике в общественном сознание должен выглядеть лохом. Прошла ведь мода на малиновые пиджаки и золотые цепи?
Москва для людей!